В начало
Евгений Прокофьев. Взаимосвязь политической мифологии и политиче-ской идеологии

«Всякая мифология идеологична, всякая идеология мифологична» [4, С.128-129]. В этом высказывании проявляется диалектика общественного сознания. Социальная сущность идеологии состоит в том, что она не просто формирует и организует сознание людей, а в том, что идеология создает и навязывает людям определенные стереотипы или мифы сознания, которые проявляются в стереотипах поведения [3, C.530].
Конечно на раннем этапе развития постсоветской России некоторые политические мифы, а именно «свобода личности», «права человека», «демократия», «представляли и представляют для общества устойчивый интерес именно в своем политико-мифологическом качестве, в котором они способны конструктивно влиять на течение политического процесса» [7, C.31]. Тем самым необходимо было заполнить то идеологический вакуум, который образовался в 90-е годы ХХ столетия.
На каких основаниях можно говорить о взаимосвязи политической мифологии с политической идеологией. Так в энциклопедическом словаре «Политология» понятие «идеология» - более широкое по объему, чем политическая мифология, которая является составной частью идеологии. Там же дается и определение идеологии – это «совокупность общественных теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения интересов определенных классов, разрабатываются, как правило идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменении, преобразовании существующих социальных отношений» [5, C.113-114].
В этом же справочном издании дается определение и политической мифологии, которая является «мифологическим сознанием, эмоционально окрашенным, чувственным представлением о политической действительности, замещающее и вытесняющее реальное представлении о ней и ее подлинное знание… миф формирует определенное мироощущение, психологические и идеологические установки, обладающие стойкостью предрассудка» [5, C.183-184].
Идеология поставляет мифу строительные элементы и «схемы» мифологических конструкций [6, C.19].
При политологическом исследовании политического процесса политические мифы также могут выступать в качестве источника для политической идеологии. И однозначно определить, что первично, и что вторично достаточно сложно поскольку, этот процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Эта трудность обусловлена также и тем, что политический процесс представляет собой определенное единство как объективных условий, так и субъективного фактора, а отсюда имеет место и вариативность этого процесса.
Например, Шестов Н.И. в своем исследовании политической мифологии выделяет несколько возможных вариантов характеризующих общую ситуацию в современном российском массовом политическом сознании:
1. прежнюю коммунистическую идеологию заменила новая, более современная, либеральная идеология;
2. прежнюю коммунистическую мифологию заменила нормальная идеология цивилизованного индустриального общества [7, C.97].
3. называется и другой вариант, что в современном массовом политическом сознании российского общества одна – коммунистическая мифологическая конструкция заменена другой мифологической конструкцией – либерально-буржуазной [1, C.27-39].
Но возможен и другой вариант, когда формируется политико-мифологический комплекс, в котором определенные стереотипы, получая одобрение со стороны политических институтов, приобретают статус идеологии [7, C.97], которые в свою очередь, должны получить одобрение и поддержку со стороны большинства народа, и тогда они становятся «материальной силой».
Таким образом создание очередных идеологем имеющих мифологический характер, являются столь же актуальными и необходимыми в политической жизни современного российского общества, как и во всей истории развития России. Так как политическая мифология и политическая идеология являются определенным средством воздействия на массовое сознание народа, с помощью которого можно решать насущные проблемы, стоящие перед обществом и государством.
Мифы и политические идеи можно рассматривать и как определенный идеал общественной жизни, общественного устройства государства, своеобразную мечту, к которой стремится приблизиться человек. Но политический миф или политический идеал может выступать и как вечное движение, как стремление к чему-то.
В качестве возможного варианта очередного политического мифа в философской и политологической литературе рассматривается осуществление «творческого синтеза либерализма и социализма в его социально-демократической форме на базе обновленной русской идеи, внутри которой лозунг восстановления российской государственности и правового строя объединится с ценностями православия, соборности и земства» [2, C.82].
Такой предлагаемый политический миф как элемент политической мифологии взаимосвязан с либеральной, социалистической и консервативной политическими идеологиями. Насколько он реализуется и сможет ли осуществиться в России, будет зависеть как от объективных условий, так и субъективных факторов.

Литература.

1. Айзатулин Т.А., Кара-Мурза С.Г., Тугаринов И.А. Идеологическое влияние евроцентризма (Социалогические исследования , 1995. № 4.
2. Гуторов В. Современная российская идеология как система и политическая реальность. Методологические аспекты // Полис. 2001, № 3.
3. Зиновьев А. А. Русская трагедия. М.: Издательство Алгоритм, Издательство Эксмо, 2005.
4. Пивоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991.
5. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
6. Прохоров И.А. Социальные гнесеологические корни современных мифов, их природа и функции: Автореф. дис. канд. филос. наук, МГУ. М., 1983.
7. Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. М.: Олма- Пресс. 2005.

Евгений Прокофьев. Взаимосвязь политической мифологии и политической идеологии как важный фактор общественной жизни современного российского общества// символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С.137-139.

Hosted by uCoz