В начало
Августа Ройфе. Представления об «иных» жителях планеты в контексте современной культурной мифологии

Современная мифология есть явление многоплановое, структурно неупорядоченное, включающее в себя в качестве компонентов мифологемы политического, научного, религиозного, экономического характера… Анализу современной мифологии сверхъестественного мы посвятили исследование «Неомифологическая фантазия в фантастике ХХ века» [1], в котором рассмотрели образы инопланетян, домовых, привидений и пр. в контексте научных, религиозных и политических парадигм массового сознания.
Развивая ту же тему, обратимся теперь к представлениям об «иных» жителях нашей планеты, под которыми мы будем понимать различных «чудовищ», якобы обитающих в малоосвоенных регионах Земли.
Традиция населять неизвестные территории страшными существами восходит еще к архаической мифологии, в рамках которой мир представлялся населенным дружелюбными и враждебными сущностями. По мере развития цивилизации и расширения ойкумены земли, в которых они обитали, оказывались на периферии.
Сегодня география Земли изучена и, казалось бы, не осталось на планете мест, где не ступала бы нога человека – и даже в отдаленных от цивилизации областях развиваются экстремальные виды туризма: альпинизм, спелеология, подводное плавание. И, тем не менее, мифологемы о «чудовищах» – гигантских животных или снежных людях – бытуют в массовом сознании. Можно назвать две наиболее заметных и поддающихся исследованию сферы их реализации.
Первая – это СМИ, в которых регулярно появляются материалы о морских и земных великанах и антропоморфных существах. Например, летом 2003 года отечественные газеты пестрели заголовками «В Чили обнаружено загадочное чудовище» («Комсомольская правда») или «Чилийский монстр выбросился на берег» («Независимая газета»); регулярно появляются статьи и передачи, посвященные другим существам, реальность присутствия на планете которых научно не доказана. Кроме того, по каналам СМИ передается реклама, и некоторые ее сюжеты также эксплуатируют обозначенную проблематику.
Вторая сфера – искусство; книги, фильмы, компьютерные игры, в которых происходит обращение к образам различных земных чудовищ, пользуются огромной популярностью, на наш взгляд, именно потому, что являются мифологичными по своей природе.
Перечислим лишь некоторые художественные произведения, чтобы проиллюстрировать возможный спектр тематических направлений в данной области.
Динозавры современности описаны в романе А. Конан Дойла «Затерянный мир» (1912), который был многократно экранизирован: его герои нашли долину в Южной Америке, населенную древними ящерами. В том же ключе на рубеже XX-XXI вв. было сделано несколько фильмов с общим названием «Парк Юрского периода»: здесь доисторическая флора и фауна существует на затерянном в океане острове. Эти фильмы замечательны не только своим содержанием, но и силой воздействия на социокультурные и экономические процессы: в частности, в Коста-Рике на месте съемок фильма С. Спилберга создан развлекательный парк, посетители которого могут наблюдать не только реликтовые растения, сохранившиеся в этом уголке мира, но и скульптуры динозавров, формирующие доисторический образ пейзажа. Так мифологема, воплощенная в искусстве и адаптированная к современной потребительской культуре, становится компонентом экономической деятельности и начинает приносить прибыль.
Мамонты оказываются задействованными в компьютерной игре «Сибирия» (художник и сценарист Б. Сокаль) – ее героиня совершает путешествие, в конце которого встречается с этими огромными животными.
Морские чудовища также действуют в большом количестве произведений масскульта – от «Дагона» (1917) Г.Ф. Лавкрафта до «Черновика» (2005) С. Лукьяненко.
Наконец, множество художественных фильмов и книг посвящено снежному человеку.
Как видим, в художественном пространстве образы несуществующих жителей планеты представлены обширно. Как и в рекламе, и в средствах массовой информации.
Можно обозначить несколько культурных причин актуальности подобных представлений.
Во-первых, они на протяжении столетий были составляющей народных представлений о мире. В фольклоре самых разных народов распространены образы дракона (имеющего много общего с некоторыми видами динозавров древности) и различных его модификаций – мы найдем их в китайской, греческой, скандинавской, славянской мифологиях (в русской культуре это сказочные драконы, например, Змей Горыныч – или житийные, вспомним летающего змея из «Повести о Петре и Февронии»; и те, и другие восходят к архаическим представлениям об окружающем мире и населяющих его существах). Точно также фольклор полон образами морских великанов – вспомним Чудо-юдо-рыбу-кита из русских сказок… И даже у снежного человека найдутся фольклорные прототипы (начиная с Энкиду, друга Гильгамеша в шумеро-аккадской мифологии).
Во-вторых, распространению мифов об «иных» жителях планеты, как это ни странно, способствует наука: ученые мира периодически открывают области, в которых обитают либо неизвестные виды животных, либо, казалось бы, уже исчезнувшие с лица земли – такие открытия только в последнее время произошли в Индонезии, Новой Гвинее и в Израиле.
В-третьих, неопровергаемость в массовом сознании обозначенных представлений связана с повседневной практикой, опытом и образом жизни обывателя. Будучи ограниченным в личном восприятии происходящим в непосредственном социальном и природном окружении, о событиях «большого мира» он узнает с помощью средств массовой информации (а как мы оговаривали ранее, они способствуют распространению мифологем об «иных» жителях планеты). И даже развитие туризма в ХХ веке кардинально не меняет ситуацию: экстремальный и экологический виды туризма уступают место культурно-познавательному, рекреационному и лечебно-оздоровительному. Поэтому даже в ситуации повышенной географической мобильности личный опыт не помогает ответить на вопросы, связанные с существованием либо отсутствием на планете диковинных существ из современной мифологии.
В четвертых, актуальность подобных мифологем связана со спецификой восприятия истории массовым сознанием. Мифологизация истории имеет в ХХ веке самые разные проявления, одним из них является смещение исторических пластов. Вспомним, как были представлены исторические сюжеты в искусстве традиционного общества: они соприсутствовали на плоскости. Например, на русских иконах, изображающих святых, все основные события их жизни передавались в рамках единого произведения. Элементы этого подхода четко выявляются при анализе современных представлений о «жителях» нашей планеты, не учтенных ни одним биологическим справочником: как правило, наука относит их существование на десятки тысячелетий и миллионы лет назад: именно тогда жили антропоморфные предки человека, мамонты и динозавры.
Таким образом, мы можем утверждать, что современные суеверия о неизвестных «жителях» планеты существуют в культуре и востребованы потребителем масскульта не случайно: основная причина коренится в мифологической природе этих образов, хотя актуальности их способствуют и другие сферы духовной жизни.

Литература.

1. Ройфе А.Б. Неомифологическая фантазия в фантастике ХХ века. М., 2006. 96 с.


Августа Ройфе. Представления об «иных» жителях планеты в контексте современной культурной мифологии// символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С.139-141.

Hosted by uCoz