В начало
Инга Сиговцева. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание

В конце ХХ в. почти обыденным стало использование выражений «виртуальный магазин», «виртуальное сообщество» и т.п. Термин «виртуальная реальность» ассоциируется с возможностями новейших компьютерных технологий, с помощью которых можно создать иллюзию, воспринимаемую и переживаемую как абсолютно достоверную [11]. С помощью понятия «виртуальная реальность» в настоящее время обозначаются многие новые экономические, политические, культурные феномены, не связанные непосредственно с компьютеризацией, но обнаруживающие сходство логики человеческой деятельности с логикой виртуальной реальности. Сущностный принцип этой логики – замещение реальных вещей и поступков образами-симуляциями. Превращение в последние десятилетия ХХ в. социальной реальности в эфемерную, нестабильную, коррелирует с возрастанием в жизни людей роли различного рода симулякров – образов реальности, замещающих саму реальность [6].
Одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности для человека является постоянная связь с окружающим миром, социальной средой. Вместе с тем, на человека оказывает огромное влияние не только постоянный информационный контакт с окружающей социальной средой или его отсутствие, но и количество, объем, содержание и структура поступающей и перерабатываемой информации [4; 1; 9; 16].
Информационное воздействие на психику человека оказывается в течение практически всей жизни. Этому воздействию человек подвергается в различных ситуациях, которые можно обозначить как «коммуникационные ситуации». Коммуникация, или передача информации, в отличие от общения может иметь как двусторонний, так и односторонний характер. Коммуникация часто связана с опосредованным общением, то есть с передачей информации при помощи технических устройств, в том числе средств массовой коммуникации – телевидения, радио, прессы и т.п. [13]. Техногеничность вещательной практики телевидения новейшего времени формирует в общественном сознании видимость существенного влияния на дискурс общественной мысли. Телевидение, из средства массовой информации превратившееся в средство массовой коммуникации, сегодня служит каналом доставки прежде всего определенных идей, облаченных в привлекательную упаковку информационного и аналитического вещания. Кроме того, сегодняшняя практика телевидения выстраивается таким образом, что не только новейшие технологии, но и новообразующиеся виды и формы вещания, активно формируют у публики восприятие телевидения как некой ситуации игры в реалии жизни [7].
Отличительной чертой нашего времени является переход к новому качественному состоянию общества, которое характеризуется резким повышением роли информационных процессов и, в частности, созданием целой индустрии производства информации. По словам Л.Буевой, сама человеческая «деятельность порождает новую реальность» [15; C.133]. Эту новую реальность, создаваемый человеком «искусственный мир» можно разделить на две части – техносферу (мир техники, технологий) и информационную среду, имеющую свои закономерности развития и функционирования, такие, как: 1) постоянное и стремительное расширение, осуществляемое самим человеком, и 2) одновременное функционирование в информационной среде как информации, адекватно отражающей существующий мир, так и деформированной, искаженной информации.
Рассматривая проблему информационно-психологической безопасности личности, важно отметить, что использование в информационно-коммуникативных процессах манипулятивного воздействия на граждан России достигло таких масштабов, что стало представлять угрозу информационно-психологической безопасности личности и общества в целом. Широкомасштабное применение манипулятивного воздействия в коммуникационных процессах дезориентирует социально активную часть населения, вызывает психо-эмоциональную и социальную напряженность, негативно влияет на адекватное восприятие социально-экономической и общественно-политической ситуации. Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Это информация, вводящая людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяющая адекватно воспринимать и окружающий мир, и самого себя. В другую группу источников угроз можно объединить действия людей, преследующих собственные цели, использующих различные способы информационно-психологического воздействия на других без учета их интересов. Это деятельность различных лиц – от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей средств массовой коммуникации, до наших повседневных партнеров по межличностному взаимодействию.
Учитывая то, что доступ к широкому использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического воздействия на людей, можно выделить три относительно самостоятельные группы источников угроз: 1) это деятельность различных группировок и объединений; 2) само государство, органы государственной власти и управления; 3) индивидуально-психологические особенности государственных лидеров, влияющие на адекватность принятия ими важных государственных решений. В качестве еще одного источника опасности можно рассматривать также другие государства, ведущие массированные психологические операции против населения страны, избранной в качестве их «мишени».
Применение в научной практике понятия «информационно-психологическая война» (ИПВ) как феномена, описывающего определенный тип взаимоотношений между различными государственными и общественными системами, представляется не вполне оправданным, так как война предполагает совокупность системно организованных военных действий минимум между двумя сторонами – участниками субъектно-объектных отношений. Поэтому целенаправленное воздействие на массы с целью управления ими или формирования массового сознания можно определить как пропаганду, манипуляцию, PR и т.д., но не как ИПВ, так как со стороны масс отсутствует возможность активной и адекватной реакции по отношению к источнику манипуляций или пропаганды [3].
Помимо внешних существуют и внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности, заложенные в самой биосоциальной природе психики человека, благодаря чему люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д. Также необходимо учитывать и то, что в кризисных изменениях общества внушаемость людей повышается и возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям.
Наряду с выделением основных источников информационно-психологического воздействия следует назвать и основные его средства. К ним относятся: средства массовой коммуникации; литература; искусство, в том числе различные направления массовой культуры; образование; воспитание; личное общение [5]. Самым мощным и результативным инструментом из перечисленных средств являются сегодня средства массовой коммуникации. В настоящее время переход от доминировавшей прежде информационной функции электронных СМИ к сервильно-комментирующей приводит к тому, что факт, событие становятся лишь поводом для выражения чьего-то мнения. Таким образом, почти незаметно происходит виртуализация реальной действительности, когда само телевидение формирует повестку дня собственной сетки вещания, структуры и соотношения в эфире программ разных типов и видов. Изначальное доверие, которое характеризовало отношение к телевидению, сменилось функционально-прагматическим подходом, характеризующимся тем, что эфирная продукция электронных СМИ воспринимается, прежде всего, как некий продукт, товар, имеющий конкретную цену. Устанавливается прямая корреляция между рейтингом популярности программы и стоимостью размещаемой рекламы [7], влияющей на фундаментальные мировоззренческие основы общества, осуществляя пропаганду образа жизни. Одной из форм манипулирования массовой аудиторией является искусственное создание потребностей. Достижению состояния повышенной готовности для восприятия внушения способствует, в частности, использование метода дробления телевизионных передач включением в них блоков рекламы, фрагментарное разнесение текста сообщения по разным полосам газеты и т.д. Цель таких действий заключается в создании затруднения для потребителя информации в плане постижения им смысла воспринимаемой информации. Для распыления и лишения смысла применяется такая техника, как сенсационность, формирующая у человека ощущение неспособности самостоятельно разобраться в происходящем и приводящая его в состояние пассивности и инертности. Таким образом снижается психологический уровень защиты и критичности, что способствует повышению уровня внушаемости, необходимой для внедрения в сознание людей пропагандируемых ценностей [12]. Тем более, что, являясь объектом информационно-психологического воздействия со стороны масс-медиа, человек не в состоянии организовывать и осуществлять встречное контрманипулятивное воздействие, так как каналы средств массовой коммуникации являются односторонним инструментом информационно-психологического воздействия их владельцев на потребителей информации.
Значительная часть приемов и методов манипулятивного воздействия на психику и поведение людей основана на использовании различных закономерностей восприятия, мышления, эмоциональной сферы человека. Социально-психологические стандарты неадекватного поведения людей с успехом формируют слухи и сплетни, или инфологемы, появляющиеся на свет как результат неосознаваемых заблуждений или сознательных манипулятивных воздействий. Инфологемы воздействуют на человека в течение практически неограниченного времени, поскольку легко попадают в инфофонд и тезаурусы, и в качестве их элементов участвуют в формировании искаженной картины мира. Формируя устойчивые стереотипы поведения, инфологемы способны дезориентировать целые поколения [8].
При оценке психического здоровья можно применить концепцию факторов риска. Под информационно-психологическими факторами риска понимаются такие информационные воздействия, которые потенциально опасны для нормальной жизнедеятельности общества. Любые информационные воздействия на человека можно типологизировать по видам информации, которую они несут человеку, вследствие чего возникают психологические реакции: во-первых, это та часть семантики информации, которая воздействует на формы сознания; во-вторых, это элементы семантики информации, имеющие познавательное или прагматическое значение для человека, но, скорее, на бытовом уровне; в-третьих, это психофизиологическая информация, воздействующая помимо или наряду с семантической на психические и физиологические процессы [2].
Основными характеристиками информационный воздействий, связанных с психологическими закономерностями продуцирования, передачи и восприятия информации, являются: 1) релевантность, включающая в себя набор оценочных параметров, адекватных диспозициям личности, ее мотивам, установкам и поведенческим стереотипам; 2) объем, доступность своевременность поступления информации и другие параметры, определяющие информационную нагрузку и отвечающие психофизиологическим возможностям человека; 3) специфические элементы, относящиеся к носителям информации и целенаправленно изменяющие психическое состояние людей, воздействующие на подсознательном уровне. Таким образом, существуют неблагоприятные, потенциально опасные психологические эффекты информационных воздействий. К ним относятся:
• нарушения выполнения людьми социальных, производственных или бытовых функций вследствие ошибочного или неадекватного восприятия и интерпретации информации;
• изменение психического и физиологического состояния людей – возрастание напряженности, тревожности, появление депрессии;
• снижение способности индивидов к личностному самоопределению, самореализации, самостоятельному принятию важных решений;
• увеличение психиатрической или психогенной соматической заболеваемости, роста числа пограничных нервно-психических расстройств;
• снижение психологического потенциала населения [14].

Литература.

1. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: МГУ.1991.
2. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война. М., 1993.
3. Володенков С.В. Информационно-психологические войны и массовое сознание // Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки. 2003. №3.
4. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука. 1990.
5. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., Изд-во «Эксмо». 2003.
6. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб, 2002.
7. Ильченко С.Н. Телевидение новейшего времени: последствия виртуализации реальности // Техника кино и телевидения. 2003. №9.
8. Коган В.З. Качество информации и мир инфологем // Проблемы инфовзаимодействия. Новосибирск. 1993.
9. Кочергин А.Н., Коган В.З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М., 1980.
10. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной рекламы. М.: РИП-Холдинг, 2002.
11. Назаров М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе. Социально-гуманитарные знания. 2001. №1.
12. Науменко Т. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию. Вопросы психологии. 2003. №6.
13. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1981. Т. 1.
14. Смолян Г.Л., Зараковский Г.М. Политико-идеологическая составляющая информационно-психологической безопасности // Общественные науки и современность. 1997. №5.
15. Фисенко П.И. Общая теория безопасности. М., 1994.
16. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль. 1973.

Инга Сиговцева. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание и его влияние на психологическое здоровье общества// символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С.147-152.

Hosted by uCoz