В начало
Продолжение

В этом превращении решающую роль сыграла советская школа, которая являлась хорошо отлаженным источником не только школьной, но и социальной информации.
Учитель в советской школе был не только педагогом-предметником, но и в первую очередь проводником коммунистических идей. Деятельность экспертных комиссий по проверке уровня квалификации педагогических кадров в тот период подтвердила это «…школьный работник по сущности своей является политработником, думать, что математика, естествознание, физика и т. п. науки, не говоря уже об обществоведении, истории, литературе – науки без элемента политики – конечно нельзя» [9, С.12].
За несколько послеоктябрьских лет происходят коренные изменения в системе ценностных ориентаций «нового человека». Роль учителя, преподавателя здесь весьма существенна. Ярким примером этого могут служить данные социологических опросов школьников в 1924-1925 годах. По материалам исследования из 1350 опрошенных, 10, 4% учащихся хотели бы выбрать профессию учителя. Основными мотивировками были: образованность («они очень ученые»), компетентность («они все знают»), чуткость («они добрые») [9, С.12].
Таким образом, следует подчеркнуть, что авторитет учителя был весьма высок, сравнимый разве, что с родительским, а иногда, возможно, и более высоким.
Здесь следует особо подчеркнуть роль работников образования в доминировании ценностных и социальных установок, образцов и норм поведения, олицетворяющих новое общество. (Информационное пространство в то время было ограниченным и школа являлась основным источником информации для обучаемых).
Религиозные философы считали, что только христианство может стать основой нового типа социальности - соборного общества. Путь к соборному обществу лежит в духовном воспитании и сейчас слова религиозных философов звучат в России актуально. Никто не спорит с тем, что семья является важнейшим институтом социализации индивида. Именно в семье человек получает опыт социального взаимодействия. По образному, выражению Деборы Ригардсон «Семья – это дверь, через которую ребенок входит в мир. Огромную роль на процесс социализации оказывает политическая система. Это воздействие двояко:
а) практической политикой внутри страны и - на международной арене;
б) информационной и идеологической деятельностью, имеющей своим содержанием обеспечение населения информацией о политической жизни и пропаганду одобряемых ценностей норм и образов поведения.
Ситуация сейчас такова, что по результатам выборных исследований в Белгородской области при разработке программы по привлечению молодежи к здоровому образу жизни среди учеников 2-го по 6-й классы 70% школьниц хотят быть похожи на няню Вику из телесериала «Моя прекрасная няня» и 60% школьников считают своим кумиром главного героя из американского боевика «Терминатор». По мнению психологов, если дети, взрослея, будут вживаться в модель поведения этих «героев», то в итоге они станут не способными к труду и созданию семьи.
Эта модель человека в нестабильном обществе. В России, отмечает психолог Куликовская, у государства нет стратегической линии в воспитании и социализации детей. Дети сегодня живут в ситуации ценностного кризиса. Советская модель социального одобряемого поведения разрушена, а другие идеалы детям никто не предложил. Результаты своих исследований белгородские специалисты сравнили с данными аналогичного опроса проведенного в декабре прошлого года в Великобритании среди детей до 10 лет. В частности, отвечая на вопрос о самых известных личностях, которым они симпатизируют юные англичане первым назвали Бога, затем в порядке убывания – последовали футболист Вэген Руни, футболист Дэвид Бэкхэм и английская королева.
Духовный уровень – Бог, а предметный уровень – в виде успешных людей – футболистов и государственный уровень, который олицетворяет королева. Это еще один аргумент в пользу единой воспитательной политики в России [2, С.1-2].
Дети России живут в такой социальной среде и информационном поле, которые в своей основе не могут негативно влиять на личность. Дети в письмах к Путину пишут: «…Я живу в прекрасной семье, но у меня есть опасения […], что вокруг меня очень много детей оставшихся без родителей, без дома и образования» [3, C.13].
Стоит ли удивляться асоциальному поведению значительной части подростков, если не нравственно-духовные ценности культивируются в России, а меркантильно- потребительские, достигнутые не трудом, а зачастую случаем, воровством, Обманом, корпоративными связями.
Нам хотелось бы обратить внимание на следующее:
Первое. Успешная социализация индивида возможна при наличии самого института семьи. При этом семья должна обладать атрибутами здоровой, стабильной структуры. На современном этапе необходимо иметь в виду три основных идеологических подхода к семье и ее будущему [7]:
- передавая свои основополагающие функции внесемейным институтам, семья на протяжении ХХ века, утрачивает свое былое положение в жизни общества и индивида;
- именно стабильная семья рассматривается как один из гарантов прочности общественного строя;
- изменение некоторых параметров семьи в прошлом и будущем, появление форм отличных от доминирующего традиционного типа семьи свидетельствует о сохраняющей ценности семьи ее приспособлении к общественным переменам.
Второе. Властным структурам следует помнить, что процесс воспитания, социализации связан с культурой. Сегодня эта связь, - как отмечает И. Н. Сиземская, - потеряна. А ведь семейная социализация индивида – тот тип социализации, с помощью которого индивид усваивает ценности и нормы, позволяющие более эффективно взаимодействовать с окружающим миром и познавать его. Она представляет динамичную систему, призванную эффективно удовлетворять потребности как личности, так и общества. Жизненным центром системы является культура. Духовное возрождение страны предшествует экономическому.
Третье. Согласно Т. Парсонсу, социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта, посредством которого обретаются цели и действия. Связь между социальной системой и личностью достигается через интериоризацию ценностей в процессе социализации.
Таким образом, если общество не выработало систему ценностей, то оно не имеет и целей воспитания и социализации. Стихийная же социализация свидетельствует о размытости ценностей и не приносит позитивного результата.

Литература.

1. Антонов А. И. Социология семьи. Второе издание. М., 2005.
2. Вырасту и стану няней Викой! // Известия. 2006. 23 июня.
3. Лиза пишет Путину. // Труд. 2006. 31 мая.
4. Лоусон Т.,Гэрроу Д. Социология от А до Я. Словарь-справочник. М. 2000.
5. Наш труд. 1924. №4.
6. О браке и семье. М., 1926.
7. Орлова Н. Х. Семья как объект социально философского исследования (Эволюция семейных отношений на рубеже ХХ-ХХI столетий). Автореферат канд. филос. н. СПб., 2000.
8. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.
9. Рыбников Н. А. Интересы современного школьника. М., 1926.
10. Франк С. Л. Личная жизнь и социальное строительство. Париж. 1934.
11. Manfild. Snaider. Demokratization and War. Foregn affarns 1995. May-yune.Vol 74.3.

Валерий Тишуков, Анна Батулина. Социализация индивида в семье в посткоммунистической России и деструктивные явления в обществе// символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С.168-174.

Hosted by uCoz