В начало
Дмитрий Шабалин. Возрождение религиозного самосознания как основы понимания личности и культуры в России

Современная Россия более 15 лет живет в экономическом и культурно-политическом пространстве, наполненном социальными парадоксами. Одним из них можно назвать то, что идеология либерализма, в целом положительно воспринимаемая Российским обществом, не препятствует отрицанию, а порой искажению национальных традиций. Одним из путей возрождения национального самосознания может стать обращение к здоровому консерватизму, который не даст исказить духовные ценности русского общества и государства. Проникновение прозападных ценностей подвергнется духовной «фильтрации» и функцию эту должна взять на себя традиция. Это не значит, что возрождение и восстановление национальных традиций в России приведет к негативному восприятию других ценностей. Наоборот, знание и восприятие национальных традиций станет «стержнем», который позволит четко определять для себя позитивность или негативность тех или иных духовных ценностей.
Одним из возможных вариантов может стать обращение общества и государства к возрождению и восстановлению интереса к религии и церковной культуре в целом. Нельзя отрицать тот факт, что именно религиозные ценности являются одним из факторов объединения нации. Религия является основой в понимании русской культуры, в том числе и при восприятии философской мысли нашей страны. Возрождение религиозного самосознания будет способствовать формированию четких ценностных ориентиров в обществе. Именно у религиозного самосознания есть возможность избавить общество от духовного нигилизма, который стремительно охватывает общество, и, прежде всего, представителей молодого поколения. Молодежь, не имея чётких нравственных идеалов, впадает в крайность. С одной стороны, это проявление пессимизма по отношению к жизненным ситуациям, но в то же время, развитое чувство эгоизма к тем, кто не разделяет их мировоззрение. Конечно, религиозное самосознание не способно защитить человека от всех бед, но оно может сформировать у человека чувство полноценного мировоззрения, утвердить в человеке такие идеалы, как ответственность, милосердие, дисциплину, мужество по восприятию жизни, культивирование семейных ценностей.
Современное общество отличается усилением позитивного диалога между государством, обществом и церковью по поводу возрождения религиозно-национальных традиций. В то же время внутри самой церкви происходят процессы, связанные с осмыслением своей роли в обществе и государстве, поиск диалога между различными религиозными направлениями, выработка единых нравственно-духовных идеалов. Церковь пытается возродить чувство религиозного самосознания, но без фанатизма, а, скорее всего, через чувство толерантности и свободного принятия веры. И в этом ей может помочь образовательная сфера общества. И у церкви, и образовательной сферы одна цель - сформировать личность, обладающую современными знаниями и имеющую четкие нравственно-религиозные установки. Одним из путей реализации этой цели может стать усиление в образовательной сфере нравственно-религиозного компонента.
Если обратится к истории образования в Великом Новгороде, то без сомнения оно является ровесником российской государственности. Для этого достаточно вспомнить деятельность князя Ярослава Мудрого, школу братьев Лихудов, существование Новгородской Духовной семинарии, которая много сделала не только в плане религиозного воспитания, но была одним из духовных «стержней» формирования русской интеллигенции. Именно представители Духовной семинарии возродили интерес к изучению истории древнего Новгорода. Недаром из среды преподавателей Духовной семинарии появились свои историки и архивисты по изучению прошлого Новгорода. В качестве примера можно назвать деятельность В. Н. Финикова, преподавателя Духовной семинарии, архивиста, представителя крупной церковной династии.
В наше время позитивные традиции прошлого возрождаются Новгородским государственным университетом, который по праву становится одним из духовных центров России, много делает для повышения значимости исторической преемственности поколений, воспитания у молодежи интереса к национальным традициям и идеалам.

Дмитрий Шабалин. Возрождение религиозного самосознания как основы понимания личности и культуры в России// символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С.181-183.

Hosted by uCoz