В начало
Валентина Швайдак. Телевидение как средство мифологизации общественного сознания

Телевидение притягивает внимание исследователей, будучи идеальным объектом эстетического рассмотрения как «искусство», вбирающее в себя другие масс-медиа и являющееся жизненно важным элементом для различных аудиовизуальных средств. Эстетика телевидения воплощает в себя два принципа. Во-первых, это мозаичность изображения, представляющего весь мир в качестве набора несвязанных однозначной логической связью сообщений. Во-вторых, это резонанс (взаимное усиление) поступающих в сознание телезрителя сообщений, который преодолевает их мозаичную раздробленность, объединяя работой сознания целостное смысловое единство, благодаря чему, глобальное информационное общение стало для миллионов людей повседневной реальностью.
Рассматривая телевидение как «сообщение», можно выделить следующие его характеристики:
1. мозаичность двумерного изображения, складывающегося «на глазах» телезрителей из множества точек, что требует от их сознания непрерывной и напряженной работы по структурной организации элементов поступающей телевизионной мозаики;
2. мозаичность телевидения как средства общения: на экране «все времена и пространства сразу», оно сталкивает их в сознании телезрителя, отзываясь там значительным резонансом;
3. крупный план как норма в телевизионном изображении (прибор, позволяющий наблюдать, на какие изображения обращает внимание телезритель, показывает, что глаза детей даже при показе сцен насилия не отрываются от лиц актеров;
4. мозаичность формы того, что следует демонстрировать посредством телевизионного экрана, отдает предпочтение сюжетному действию малому и быстротекущему; телевизионное сообщение, появляясь на экране, предполагает быстрое появление следующего кусочка телевизионной мозаики;
5. когда телевидение, привлекая внимание к тому, что уже произошло, вначале сообщает аудитории о конечном результате, то это не может не вызывать у нее определенной реакции; тем самым, оказывается, что реакция здесь предшествует «акции», то есть демонстрации самого действия, приведшего к данному результату.
Телезритель принуждается принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения во всех ее объективных измерениях; в результате она активно влияет на пространственно-временную организацию восприятия. Так, поскольку телепрограмма новостей в сжатом виде дает все (заслуживающие ее внимания) события в мире вместе и сразу, телезрителю бессмысленно «нанизывать» сообщаемые факты на «линейно-перспективную ось», на логически последовательную зависимость (когда причина - это то, что идет в начале, а следствие - то, что в конце). Его сознание должно соотносить их между собою через взаимоотражения, формируя шарообразный «космос» мгновенно возникающих взаимосвязей (при этом активную роль играют жизненный опыт телезрителя, его память и прочие факторы). Поэтому с непосредственно данной сознанию мельтешащей поверхности жизни, понятие причинности уводит человека к своим глубинным измерениям, направляя его на поиски и выявление своих первооснов (отнюдь не линейно-направленных, а существующих структурно) и, соответственно, не исторически преходящих, а «извечных». Таким образом, деятельность масс-медиа не только в значительной, но и в решающей мере может перестать для такого человека быть производной от каких-либо «реальных» событий (как это, должно быть на самом деле: например, события - нет и репортажа о нем). Будучи частью электронного окружения человеческой жизни, деятельность масс-медиа, становится не только одновременной со своими причинами, но и меняется с ними местами для оказывающегося в ее сфере человека. Речь идет о том, что масс-медиа может в сознании человека порождать эту жизнь, действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами.
Рассматривая телевидение как «сообщение», как силу, деятельно упорядочивающую живой мир, продуктом которой она является, известный канадский философ Маклуэн делает вывод, что человеку, на которого напирает эта массовая мозаичная коммуникация, остается лишь одно надежное средство самозащиты и самоопределения: упорядочивать ее, сводить воедино и переживать как миф. Выведение Маклуэном на первый план мифа как наиболее органичного способа восприятия мира в условиях «электронного» окружения вело к апологетике мифотворчества. Маклуэн описывает мир современного капитализма как общества товарного фетишизма, где мифы давно уже продуктом массового производства и где мифопроизводящие отношения не могут не проникать и в область профессионального производства знаний о человеке. Сама по себе мифология требует понимания неодушевленного в качестве одушевленного, так что весь мир оказывается при этом как бы огромной родовой общиной. Наделяя телевидение демиургическим могуществом, Маклуэн воспроизводит убежденность во «всемогуществе» масс-медиа, которая стихийно складывается у множества людей в их повседневной жизни.
Масс-медиа вездесущи, всезнающи, всемогущи. Это убеждение становится для человека как бы само собой разумеющимся, поскольку он усваивает почти все, что знает о мире через массовую коммуникацию, устойчиво воспроизводящую усвоенные им стандарты суждения и оценки, что позволяет ему проникаться иллюзией собственной исключительности, просвещенности и проницательности.
В двадцатых годах прошлого века в США начинает складываться целостный социологический комплекс исследований массовой коммуникации. Ученые стремятся проследить «телевизионность» всей современной культуры, исходя из того, что миф сегодня - наиболее значимый принцип организации массового сознания, что в свою очередь, предполагает возможность сознательной мифологизации общения посредством телевидения.
Исследователи телевидения объясняют влиянием последнего такие разнородные явления, как абстрактное искусство, деятельность крупных корпораций, изменения на рынке периодики, выразившиеся, в частности, в появлении книг карманного формата и в стремительном распространении таблоидной прессы. Поскольку новые мифы требуют и новой, им соответствующей организации действительности, то неудивительно, что за два десятка лет массового телевидения в России смогли воспроизвести новые формы восприятия действительности, изменили предпочтения в поведении, одежде, еде, жилищном строительстве, развлечениях и автомобилях и т.д., то есть создали новый социокультурный тип человека. Впрочем, вопрос о том, является ли этот тип таким уж новым или хорошо забытым старым остается открытым. Кажется, что мы наблюдаем лишь новое возрождение античных идеалов, только на ином техническом уровне и, конечно большими возможностями управления массовым сознанием. Теперь не требуется повторять ложь тысячу раз, чтобы она стала «правдой», достаточно однажды преподнести ее с телевизионного экрана как правдоподобную и гипнотическое воздействие последнего задаст многомиллионной студии необходимую установку.
Акцентируемые таким образом представления о роли телевидения могут помочь выявлять влияние телевидения на сознание, его гипертрофированному восприятию подверженное, влияние, которое отчетливо проявилось в сфере политической пропаганды. Так, сегодня на Западе понятие «телевизионный электорат (то есть люди, голосующие не за линию той или иной политической партии, а за телевизионный имидж претендента) никого не удивляет. С приходом телевидения политическая деятельность в целом, изменяет свой характер, превращаясь в повседневное средство тотального и многосенсорного управления массовым сознанием.
Следует также отметить, что в эволюции традиционных ценностей, ставивших на первое место свободное предпринимательство, масс-медиа сыграли, безусловно, выдающуюся роль. Здесь же речь идет, по существу, о социально-культурных метаморфозах индивидуализма, о его приспособлении к параметрам конкурентной борьбы в рамках корпоративных ценностей. Проблема трансляции новых идеологем разрешается в новом мифотворчестве. Превратить рукотворное историко-культурное явление в нерукотворное явление природы и значит мифологизировать его. Этому сопутствует задача — внедрить идею в сознание таким образом, чтобы оно само не могло догадаться о том, что идея эта была привнесена извне и является продуктом сторонней человеческой деятельности, то есть создать иллюзию, что она была его достоянием a priori в качестве неизменной сущности. Задачи мифотворчества сводятся к тому, чтобы придать исторически обусловленным идеям и фактам статус природных и возвести их в ранг премирных, что оборачивается отчуждением их сущности. Прежде всего, чтобы эти отчужденные предметы и идеи получили новую жизнь в мифе, их надо закодировать («перформировать»). Такие закодированные идеи называются концептами: они выступают в качестве означаемых данностей, завернутых в многоразличные означающие их образы. Постмодернистские образы типологически относятся не к образам-символам (как в христианской культуре), а к образам-знакам, которые указывают на некое значение, но не являют его. Нагляднее всего демонстрирует нарождение и внедрение новой мифологии реклама. Основным концептом ее является утверждение: ты есть то, что ты имеешь.
Таким образом, массовая коммуникация предстает это структурно оформившейся сферой жизни современного общества, которая, будучи его частью, имеет над ним, тем не менее, определенную власть и власть немалую. Массовая коммуникация выступает как возвышающаяся над обществом и государством идеологическая сила, как средство трансляции определенных мифов в массовое сознание, заставляя жить человека по своим законам. Конечно за человеком остается право противостать этим законам, в случае, если он имеет устойчивый «иммунитет» против телевизионного гипноза, сформировавшуюся систему ценностей и крепкую психику, а также мужество духа, чтобы предстать в глазах окружения некоторым «реликтом», а иногда и прямо изгоем, причем это не касается современных суб – и контркультур, которые вполне плавно вписываются в мифологические «реалии». И все же, хочется надеется, что человеческая личность не растворится до конца в телевизионном «ничто», а сохранит драгоценный стержень своей уникальности, данный ей Творцом и Отцом.

Литература.

1. Маклуэн М. Телевидение. Робкий гигант. Пер. В. Терина. М., 1987.
2. Николаева О.Н. Современная культура и Православие. М., 1999.
3. Терин В.П. Психологические характеристики телевизионного общения. Мир психологии. М., 2000.
4. Терин В.П. Общество потребления. Современная западная социология. М., 1990.

Валентина Швайдак. Телевидение как средство мифологизации общественного сознания// символические парадигмы модернизации культурного пространства: Материалы Всерос. науч. конф. 10-11 октября 2006 г. / НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. С.185-188.

Hosted by uCoz