В начало
Дружнова М. Различные подходы к определению содержания феномена -творческое саморазвитие личности

В условиях экономических и политических изменений в жизни общества возрастает интерес к специалисту, способному к творческому саморазвитию. Сама жизнь требует, чтобы люди были наделены качествами творчески одаренной личности. Такой личности характерны нестандартное мышление, умение генерировать оригинальные, необычные идеи. Он объясняет иначе, видит в нем то, чего не видят другие, что и определяет его творческие качества.
К. Д. Ушинский отмечал, что период в жизни человека от 16 до 23 лет является самым решительным. Именно в этот период происходит активное развитие личностных свойств, становление индивидуальности, интеллектуальных и нравственных сил, закладывается формирование человека как специалиста.
К сожалению, сегодня наблюдаются дегуманизация отношений между людьми, социальная пассивность молодежи, отсутствие духовности, агрессивный национализм, экстремизм и т.д. Разрешение этих проблем возможно через повышение личностного потенциала, творческих способностей каждого, т.е. когда приоритет дается воспитанию активной, творческой, самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности. Отсюда в образовательной сфере основное внимание должно быть обращено на стремление учащегося к творческому саморазвитию, на создание педагогических условий, при которых наиболее успешно происходит его личностное саморазвитие и самостановление.
Однако, несмотря на обращение исследователей к проблемам, связанным с творческим саморазвитием в науке, еще не накоплен достаточно полный материал, необходимый для осмысления сущности и структуры творческого саморазвития, не определены факторы и условия его становления.
Актуальность исследования определяется противоречием между:
- возросшими требованиями обновляющегося общества к педагогу, способному к творческому саморазвитию и неготовностью основной массы учителей к работе в режиме творческого саморазвития;
- усилиями преподавателей вузов по педагогической поддержке творческого саморазвития будущего учителя и отсутствием теоретических представлений о механизмах и закономерностях его становления в процессе педагогической подготовки;
- возможностями дисциплин в стимулировании творческого саморазвития будущего учителя и неразработанностью организационно-педагогических условий, стимулирующих творческое саморазвитие; возросшими требованиями современной жизни к учащейся молодежи и устаревшим подходом к определению содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Чтобы соответствовать требованиям времени, студент в процессе обучения должен приобрести не только фундаментальные знания, но и сформировать в себе потребность в творческом саморазвитии.
Экзистенциальный подход к личностному росту ставит своей целью научить человека «творить себя», найти уникальный смысл собственной деятельности, помочь в раскрытии личностного потенциала. Только активная личность обладает умением сознательно выбирать линию своего поведения, раскрывая все свои личностные потенции.
Однако эти тенденции не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о сущности, структуре, условиях, технологии становления творческого саморазвития.
Употребление термина «саморазвитие» обусловлено различными подходами к проблеме с точки зрения философии, психологии и педагогики. Ценность человека как основа развития всего на земле всегда была главной проблемой философского осмысления. Как человек становится личностью, внутреннее духовное богатство человека раскрыто в грудах Г.С.Батищева, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.П.Зинченко, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка и др.
Категория "саморазвитие" является одним из ключевых понятий современного мыслительного процесса. Долгое время термин "саморазвитие" отождествлялся с понятием "самодвижение". Так, Г.В.Ф.Гегель понимает весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии; определяет источник движения, находящийся в самом предмете, его собственное содержание заставляет его выйти за свои пределы и превратиться в свою противоположность.
Н. А. Бердяев , изучая проблему человека, высказывает идею о том, что «человек - существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать». Мы принимаем мысль Н. А. Бердяева о том, что «личности нет без изменения, но личности нет и без неизменности... Изменение может быть улучшением, восполнением, восхождением, но может быть изменой. И вся задача состоит в том, чтобы изменение не было изменой, чтобы в нем личность оставалась верной самой себе». Следовательно, саморазвитие связано с неповторимостью и уникальностью человека, его индивидуальностью.
Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров под саморазвитием понимают сознательное изменение, стремление сохранить в неизменности "мою я -самость". Исходя из такого определения саморазвития, одним из его условий является познание себя. Не познав себя, невозможно установить, на что может претендовать личность в саморазвитии.
Ученик Песталоцци, Ф.Фребель, занимаясь процессами индивидуального развития детей, ввел в педагогику понятие "саморазвитие", рассматривая его как процесс выявления в ребенке божественного начала .
Е.Е. Чудина считает, что саморазвитие это внутренний процесс самоизменения системы под воздействием собственных противоречий, высший уровень самодвижения, при этом саморазвивающаяся система должна быть открытой, поскольку внутренние ресурсы не смогут обеспечить длительное существование системы.
Таким образом, саморазвитие это обязательно внутренний процесс, определенный способ реагирования человека на воздействие среды, сознательное усовершенствование себя самим человеком, высший уровень самодвижения.
Изучение феномена творчества позволило выявить его многогранность как объекта науки и неоднозначные подходы в его толковании. Над сущностью творчества задумывалось подавляющее большинство крупных ученых самых разных специальностей. Нет до конца разработанной и единой позиции по вопросам природы творчества, его условий и стимулов. Многие исследователи проблемы творчества склоняются к мысли, которая вытекает из позиции активности психики человека. Творчество также присуще человеку как сознание, мышление, память, воображение. Предпосылкой творчества является известная пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариантному видению мира. В творчестве человек предстает как самодеятельное, саморазвивающееся существо, как субъект и одновременно результат своей собственной деятельности. "В опыте творчества преодолевается подавленность, раздвоенность, порабощенность внеположностью. Повторяю, что под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленной к иной, высшей жизни..." .
С.Л.Рубинштейн определяет творчество как деятельность, создающую нечто новое, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и гак далее.
По мнению В.И. Андреева : "творчество- это один из видов деятельности, направленный на разрешение противоречия (творческой задачи), для которого необходимы объективные и субъективные личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью".
Анализ природы познавательного творчества обнаруживает его обусловленность работой сознания по переосмыслению учебного материала преподавателем для того, чтобы представить его содержание в соответствии с требованиями гуманизации как материал для размышлений учащихся. Появляется новое определение творчества: " творчество - это размышление над известным, в результате которого проявляется новый, личностный смысл знания, открывается его "значение для - себя", личностная ценность" . Таким образом, можно сделать вывод: творчество - это один из видов деятельности человека; открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов; возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности; многостороннее, вариантное видение мира; элемент свободы; это духовная деятельность. Но творчество это и размышление над известным, в результате которого проявляется новый, личностный смысл знания, личностная ценность.
Творческое саморазвитие - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленный на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности . Таким образом, исходя из вышесказанного, можно рассматривать творческое саморазвитие как многомерный, многоступенчатый процесс.
Е.Е.Чудина считает, что профессионально-личностное саморазвитие, понимаемое не только как фактор профессионального роста педагога, но и как обязательное условие индивидуально-личностного развития ученика, должно быть системообразующим компонентом содержания профессионально-педагогической подготовки учителя. При этом главным механизмом саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя является разрешение противоречий, решение индивидом постоянно усложняющихся творческих задач. Профессионально-личностное саморазвитие педагога это процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его личностной сферы, обеспечивающий саморазвитие личности учащегося и являющийся неотъемлемым условием становления субъектности обоих участников педагогического взаимодействия.
Е.П.Ермолаева определяет цель профессионального саморазвития как творческой деятельности - снятие парадоксов, восстановление равновесия, устранение диссонанса (развитие умственного мира - это непрерывное богатство от удивительного, от чуда), разрешение внутренних конфликтов, стремление выразить неизвестное, превратить его в известное.
Педагогический процесс, по мнению П.Ф.Каптерева , есть процесс творческого характера, процесс самобытный. Характеризуя творческое саморазвитие как процесс, ученый утверждает, что иными путями, помимо самодеятельности, человек развиваться не может, такова его природа. Педагогическая деятельность творческая, но творчество в ней только тогда плодотворно и оправданно, когда учитель хорошо овладел основами профессии, иначе оно принесет много непоправимого вреда.
А.А.Бодалев , К.Н.Абульханова-Славская , прослеживая особенности саморазвития личности, как субъекта деятельности, акцентируют внимание на значении профессиональной деятельности как оптимального условия его творческого саморазвития. Иначе говоря, только значимая деятельность может стать основой саморазвития. Проблемами личностного саморазвития занимались также такие специалисты, как: Б.Г. Ананьев, Л.И.Анцыферова, Л.С.Выготский, М.С.Каган, М.В.Кларин, А. Маслоу, В.С. Мерлин, С.Л.Рубинштейн, и др.
Таким образом, наиболее общие идеи и тенденции творческого саморазвития состоят в следующем: - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации; индивидуально-личностное саморазвитие, целенаправленное на разрешение противоречий, решение индивидом постоянно усложняющихся творческих задач; изменение структуры личности, возрастание роли внутренних источников развития; процесс видения жизненных перспектив; сознательное управление своим развитием.
Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что творческое саморазвитие является важным условием развития творческих способностей и становления личности. Важно отметить, что творческое саморазвитие рассматривается как длительный процесс, окончание которого может быть только тогда, когда личность достигнет состояния устойчивого саморазвития.

Дружнова М. Различные подходы к определению содержания феномена творческое саморазвитие личности (философский, психологический, педагогический // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с. 22-28.

Hosted by uCoz