В начало
Тимощук А. Социально-мифологические установки в познании новых религий

Наука, как рациональная сфера познания, должна познавать религию рассудочно. К сожалению, в этой области сохраняется гипостазирование явлений: зомбирование, деструктивная секта, тоталитарная секта – это фантомы, которые затрудняют познание процессов веры. Предлагаю провести феноменологическую редукцию по отношению к этим гипостазированным монстрам и заменить их более ясными терминами, со более конкретными контекстами: манипуляция сознанием, дезадаптация, закрытые социальные группы.
Мифологическое мировоззрение является устойчивым фактором обуславливающим социальное взаимодействие несмотря на высокий уровень рационализации и технократизации. Несколько лет назад в одном из университетов США проводился эксперимент над людьми, считавшими себя на 100% рациональными, при этом они были атеистами. Им было предложено одеть чужой свитер на 10$, на это согласились практически все. Затем было объявлено, что этот свитер принадлежит серийному насильнику и убийце. Желающих одеть свитер даже за деньги не нашлось. Предлагались также другие действия: поменять обручальное кольцо на идентичное по составу и массе, разорвать фотографию близких людей. При этом испытуемые осознавали, что фотография – это бумага и она никак не связана с человеком, что кольцо может быть полностью тождественным по физическим параметрам, что качества человека не передаются через одежду. Этот пример хорошо иллюстрирует, насколько устойчивы иррациональные установки. В отношении новых религий действуют пять основных паттернов восприятия: «враги народа», «оргия», «порча», «лжецы», «охота на ведьм». Объем статьи позволяет остановится на одном мифе – «враги народа».
В этом мифе осуществляется редукция преследуемой группы до политически опасной клики или антиобщественной организации. Такие религиозные группы представляются как символ социального хаоса, беспорядка. Именно это позволяет обосновывать преследование религиозных меньшинств. Как только делается вывод в отношении опасности кого-либо для государства, следующий шаг состоит в том, чтобы признать, что это и есть основное намерение этой религиозной группы, в этом смысл ее деятельности, значит эти группы – просто шпионы. Их религиозные и духовные идеи есть просто прикрытие для незаконной деятельности. Таким образом получается разрешение на преследование этих групп. Так, методисты, а также англиканская церковь представлялись как шпионы. Даже в Новом завете, Христос обвиняется именно на основании его опасности для римской империи, чтобы затем опереться на императорскую власть в его преследовании. Квакеры и баптисты рассматривались как угроза теократии в Массачусетсе. Никто не интересовался их убеждениями, достаточно было лишь того, что они отказывались снимать шляпы в присутствии правителей и судей.
В XX веке депрограмматор Патрик в США, преследовавший религиозные группы, считал, что они есть происки мировых сил коммунизма, а служба безопасности в СССР была убеждена, что новые религии были засланы из США в целях разложения молодежи.
В июне 1995 г. на храм Общества сознания Кришны в Ростове-на-Дону во время Богослужения напали 20-25 хулиганов, вооруженных дубинками и саперными лопатами. В результате храм был разгромлен, а 10 человек – священнослужителей и прихожан – госпитализированы. В ходе предварительного следствия по нападению на ростовский храм установлено, что организатором и активным участником преступления является некий о.Сергий (Разумцев), священник Православной Церкви . Православные священники так обосновывали свою религиозную нетерпимость: «кришнаиты [...] своей сатанинской философией разлагают государственное сознание народа», «секта кришнаитов запрещена в США, Германии и других западных странах» .
Само обоснование преследования базируется на предполагаемой угрозе, которую несут, якобы, религиозные диссиденты для государства, семье и другим институционализированным ценностям общества. Так, сегодня НРД называют источником угрозы с точки зрения возможности массового суицида их последователей. Справедливости ради нужно отметить, что такие мотивы могут быть свойственны апокалиптическим группам, заимствующих эти идеи из иудаизма и христианства. Все последние случаи массового религиозного суицида были совершены в замкнутых помещениях. Т.е. видимо миновало то время, когда тысячи христиан независимо друг от друга кончали с собой, не дожидаясь конца света (так было в конце 1000 н.э., в 1666 году). Анализ группового самоубийства среди современных религиозных групп показал, что они в основном были совершены небольшим числом людей. В случаях больших трагедий ситуация нагнеталась самими правоохранительными органами, окруживших дом собрания верующих и требовавших их выхода из помещения (Джонстаун). В 1979 900 человек были убиты или совершили самоубийство в народном храме Джима Джонса, причем эта религия считалась традиционной.
Было бы наивно считать, что развитие религиозных организаций никогда ставило под угрозу устоявшиеся ценности в обществе, но это обвинение относится тогда, возможно, к любой религии с ярким идеалом трансценденции.
Мы обвиняем Свидетелей Иеговы за то, что они разъединяют семьи, убеждая своих последователей проводить вечера на проповеди, на собраниях. Однако такие же обвинения могут быть предъявлены и «старым» религиям, где воцерквленная жена уходит рано утром на молитвы, не готовит завтрак мужу, т.к. до 12 есть нельзя, приводит домой «старцев» на ночлег.
Любая религия может быть опасной и санкционировать преступления против человечества. Все авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) утверждают комплекс превосходства и своей религиозной исключительности и виновны в совершении преступлений против человечества: священные войны, колонизации, охота на ведьм, оккупация земли обетованной, джихад, газават. Даже буддизм, религия ненасилия, на национальной почве способствовал формированию японского фашизма и милитаризма. Исходя из этого следует признать огромным достижением человечества светского государства, идеалов гражданского общества, конституционных прав и свобод личности, общественных правозащитных институтов. Признавая огромный вклад религии в развитие культуры не следует забывать и о ее потенциальных дисфункциях: дезадаптация человека, дезинтеграция общества, обскурантизм.
Светская власть – это необходимый буфер между различными религиозными организациями. Даже православие, самая монолитная религия России сегодня образует множество неоднородных течений и групп. Некоторые православные до сих пор отказываются от паспортов. Другие не признают московский патриархат. Если даже мы хотим оказывать предпочтение православию, то какому? Во владимирской области этот вопрос наиболее актуален. Для урегулирования религиозных вопросов необходим отстраненный беспристрастный светский подход, который может себе позволить и критику религии. Ведь не секрет, религия принесла миру и множество бед, связанных с фанатизмом, злоупотреблением духовной властью, невежеством. И это были институализированные, государственные религии, а не какие-то секты.
Необходимо учитывать, что статистическая информация в неклассическом обществе уже не несет прогностической функции: количественные показатели доминантной религии давно не совпадают с качественными. Так, по данным Минюста, в России зарегистрировано 22 513 религиозных организаций: 12 214 – Московский патриархат, 3668 – ислам, 1558 – харизматы (пятидесятники), 965 – баптисты, 740 – евангелисты, 652 – адвентисты, 408 – Свидетели Иеговы, старообрядцы – 285 общин, иудеи – 284, лютеране – 228, католики – 255, буддисты – 197, пресвитериане – 187, методисты – 115, Новоапостольская церковь – 80, кришнаиты – 78, Армянская церковь – 68, мормоны – 53, язычники и шаманисты – 22. По сравнению с данными на 1 января 2004 года доля общин Русской православной церкви выросла на 1,1%, в то время как процент неканонических православных юрисдикций и новых религиозных движений несколько уменьшился . Количественные опросы выявляют, что 58% считают себя православными и 2% населения РФ относятся к другим христианским конфессиям. 31% россиян – атеисты. Мусульман в России 5%, 4% приходится на другие религии (буддисты, Свидетели Иеговы, кришнаиты и пр.) . Массовость религии не отражает интенсивности религиозной практики. Из последнего опроса можно узнать, что из числа, считающих себя православными, 42% никогда не были в церкви, 31% ходят в храм раз в год. В то время как такая религиозная организация как Свидетели Иеговы собрала на стадионе в Лужниках более 22 тыс. последователей в Центральной России . Малочисленность последователей Иеговы перекрывается их активностью в молитве и проповеди. Аналогичная ситуация с мусульманами. Несмотря на то, что они не так многочисленны по опросам, они активны в религиозной жизни. Мои личные наблюдения показывают, что если в учебном заведении Центральной России обучается 5% мусульман, 4% из них соблюдают пост Рамазан и ежедневный намаз. В то время как среди православных лишь 1-2% регулярно исповедуются и причащаются, остальные не знают, что это такое, хотя исповедь и причастие являются важнейшими христианскими таинствами.
Стратегия будущего заключается в становлении неоднородного социального пространства, где значительная роль будет принадлежать принципам дополнительности, критике, конкуренции. Именно обоснованная критика помогает религиям принять социально приемлемый облик. Так, ранее христианство, с идеалами пустынничества, монашества, ожидания конца света, критического отношения к светской культуре, претерпело значительные изменения, что и помогло ему стать мировой религией. Религиозные группы склонны меняться, если общество вступает с ними в конструктивный диалог.
Повышение общего уровня культуры, образования являются важнейшими принципами религиозной безопасности. Так, из проводимых опросов студентов автор почерпнул, что около 40% не знают, есть ли в России буддисты, где находится Калмыкия, Бурятия (неудивительно, что в г. Орел от побоев скинхедов пострадали спортсменки из Бурятии, которых бритоголовые приняли за китаянок). Порядка 30% студентов не могут указать регионы распространения ислама в России. Нежелание знать Другое послужила одной из причин, почему республики Советского Союза вышли из его состава – «мы изучаем историю России, а они не хотят знать нашу историю». Для религиозной безопасности жизненно важно не вводить курс «Основы православной культуры», а преподавать начиная со школы «Историю религий России», где нужно найти место не только православию, исламу, буддизму, иудаизму, но и католикам, протестантам в России (уже в XVIII в. они здесь), индуизму (еще Петр I в Астрахани им покровительствовал), Свидетелям Иеговы (с XIX в. в России!) и др. Последователи всех больших и малых религий являются россиянами, создают совокупный национальный продукт. Поэтому даже о малых религиях нужно дать небольшую справку, чтобы никто не преследовался из-за невежества. У нас также крайне недостаточно специалистов в области веры, которая является очень чувствительной областью духовной жизни общества.

Литература.

1. Тимощук, А.С. Введение в религиоведение / А.С.Тимощук, И.В.Шавкунов, И.Н.Федотова. Владимир, 2007.
2. Тимощук, А.С. Традиционная культура: сущность и существование: дис…. докт. филос. н. / А. С. Тимощук. – НН., 2007.
3. Cox, H. Myths sanctioning persecution / H. Cox // A time for consideration ; edited by M. D. Bryant and H. R. Richardson. – New York: Edwin Mellen Press, 1978.

Тимощук А. Социально-мифологические установки в познании новых религий// Бренное и вечное: социально-мифологические и политософские измерения идеологии в «массовых обществах»: Материалы Всерос. науч. конф. 9-10 октября 2007 г. / редкол. А. П. Донченко, Г. Э. Бурбулис, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. Г.Э. Бурбулис ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. С.322-326.

Hosted by uCoz