В начало |
Аверина О. Р. Ценностная функция ритуала в политической культуре
Ритуал определяется как «исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах целей и средств» [5, C. 170]. Исторически ритуал был связан, прежде всего, с религиозным культом и представлял собой совокупность обрядовых действий, составляющих внешнее оформление религиозного акта. Применительно к политической сфере общественной жизни роль ритуала начала изучаться западными авторами лишь во второй половине ХХ века. Так, М.Блок и Ф.Барт (1975) одними из первых исследовали использование ритуала как средства мистификации властных отношений в стратифицированных обществах. Можно указать также на работы таких авторов, как Lukes [7], Kertzer [8] и др., рассматривавших взаимосвязь ритуала с политикой и политической властью. Ценностное содержание ритуала безотносительно к какой-либо его форме впервые исследовал в рамках структурно-функционального подхода Р.А.Радклифф-Браун. Он ввел понятие «ритуальная ценность», которое позволяет применить аксиологическую методологию для анализа ритуала и его роли в тех или иных сферах культуры. Радклифф-Браун утверждал, что объектами, которым придается ритуальная ценность, являются объекты, социально значимые прежде всего не для религиозных, а для мирских, практических целей. Также он подчеркивал, что отправление ритуала создает чувства, функционально важные для интеграции общества. Эти положения имеют важное методологическое значение для осмысления ценностной функции ритуала в политической культуре. Понятие «политическая культура» чаще всего определяется через категории «традиция», «ценность», «норма», «установка», «символ». Указывается, что политическая культура является системой исторически сложившихся политических традиций, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества (И.А.Василенко); что это ценностно-нормативная система, которая включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему (К.С.Гаджиев); что политическая культура характеризует систему политических убеждений, мнений и ценностей, преобладающих в государстве в конкретный период времени (М.Доган и Д.Пеласси) [См.: 4, С. 59. Курсив мой – О.А.]. Ценности, в свою очередь, являются социокультурным феноменом, определяемым как «предельные рациональные нормативные основания актов сознания и поведения людей» [6, С. 52]. Ценности проявляются и как объекты (предметы, явления), обладающие значимостью для людей и групп людей; и как ценностное сознание (индивидуальное и общественное), и как отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Среди ритуалов, сложившихся в политической культуре России, можно выделить следующие их виды: – съезды, конференции, собрания, заседания руководящих органов политических партий; – массовые мероприятия: митинги, манифестации, марши протеста; – ритуалы «посвящения»: инаугурация Президента, прием в ряды политической партии; – мероприятия с участием политических деятелей, прежде всего Президента: ежегодное обращение Президента к Федеральному Собранию, телемост с Президентом, торжественное открытие объектов государственного значения, торжества по случаю празднования государственных праздников; – ритуалы «почитания»: парады, выставление и смена почетного караула у мемориалов воинской славы, возложение венков и цветов к мемориалам и памятникам; – церемониалы протокольного характера: торжественные встреча или проводы политических лидеров и делегаций, приветственные речи, приемы в честь высоких гостей и т.д. Политические ритуалы выполняют функции: идеологическую, интегрирующую, мобилизационную, а также ценностную. В любом политическом ритуале символически представлены базовые политические ценности, которые через участие в ритуале или созерцание его усваиваются людьми на эмоционально-психическом уровне. «Символический ритуал, порождая психическую энергию, направляя ее в нужное русло, является средством овладения поведением человека, способом социальной регуляции поведения» [3]. Так, например, ритуал инаугурации Президента символически утверждает целый ряд ценностей политической культуры, в том числе: – целостность государства, авторитет государственной власти, единство нации. Анализируя инаугурационные речи российских, украинских и американских президентов, А.И.Башук отмечает, что еще до начала выступления слушатели имеют представление, что президент будет говорить о стране, ее гражданах, ее проблемах, как общих, так и частных, о путях решения этих проблем «и утверждать стратегию надежды "все будет хорошо". В этом и суть ритуальных политических текстов, которые призваны перманентно цементировать государственность, являясь символическим напоминанием о принадлежности к единой нации» [1]; – общечеловеческие нравственно-правовые ценности. Президенты США и многих других стран дают клятву на Библии, с которой у людей, воспитанных в иудео-христианской культурной традиции ассоциируются нравственные заповеди Моисея и этика любви и ненасилия Христа. Президент России как светского государства дает клятву на Конституции, чтобы утвердить в сознании граждан ценность правозаконности; – формирование имиджа президента. В восприятии массового морального сознания президент – ключевая фигура политического процесса, поэтому торжественный ритуал его вступления в должность символически связан с неким новым этапом политической жизни, ожиданием перемен к лучшему. Обращаясь к другим видам политических ритуалов, мы можем видеть, что каждый из них ценностно нагружен. Так, ритуалы организационной деятельности политических партий символизируют ценности «демократического централизма», порядка, корпоративную этику партии и пр. Ритуалы «почитания» призваны хранить историческую память, формировать патриотизм, уважение к воинским подвигам. Ритуалы с использованием государственного флага, герба, гимна актуализируют значимость символов государственного суверенитета. Массовые ритуальные мероприятия утверждают как ценности права человека, гражданские свободы, мир и так далее. Саму политическую активность граждан, проявляющуюся в их участии в массовых мероприятиях, можно рассматривать как ценностное проявление активистской (по Г.Алмонду) политической культуры. Отметим в заключение вслед за авторами [2, С. 41], что ритуалы «делают видимым "невидимое", дают возможность внешнего выражения невербализуемой, неопредмеченной реальности», каковой является система ценностей политической культуры. Литература. 1. Башук, А.И. Коммуникативные стратегии политического ритуала [Электронный ресурс] /А.И.Башук. – Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/235/30/. 2. Глебкин, В.В. Ритуал в советской культуре [Текст] /В.В.Глебкин. – М., 1998. 3. Грибакина, Н.В., Степнова Л.А. Политический символ как средство политического воздействия [Электронный ресурс] / Н.В.Грибакина, Л.А.Степнова. – Режим доступа: http://politteh.narod.ru/006.html. 4. Ирхин, Ю.В. Социология культуры [Текст] /Ю.В.Ирхин. – М., 2006. 5. Николаев, В.Г. Ритуал [Текст] / Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. – СПб., 1998. 6. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Текст] / Н.С.Розов. – Новосибирск, 1998. 7. Kertzer, D.I. Ritual, politics and power [Text] / D.I. Kertzer. – N.J., 1988. 8. Lukes, S. Political ritual and social integration [Text] / S. Lukes //Sosiology. London. – 1975. – V.9. – № 2. Аверина О. Р. Ценностная функция ритуала в политической культуре/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 11-13. |