В начало
Лариса Владимирова МАСС-МЕДИА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР

Как известно, ритуал можно понимать как систему запрограммированных повторяемых действий для выявления (проявления) ценностей и отношений (взаимосвязей) с целью систематического побуждения к общественной, или даже гражданской, активности, то есть, можно сказать, что это технология коллективного внушения, вызывающего отклик в виде конкретных действий в нужном направлении. Принято дифференцировать типы ритуалов по их использованию в социальной жизни. Если говорить о СМИ как средстве конструирования подобных ритуалов и об их дальнейшем внедрении в общественное сознание, то наибольший интерес представляет вопрос о влиянии массовых средств информации на сознание и поведение потребителей этой информации.
Обычному гражданину, рядовому избирателю, для совершения гражданского выбора необходимо обладать хотя бы общей информацией об объекте, и получить такую информацию он может на практике только из СМИ. Каналы СМИ становятся неким мостом, связывающим гражданское сознание избирателя с его политическим выбором и поведением. Выражая свои политические предпочтения, каждый гражданин невольно в поисках нужной информации оказывается в плену идей и мыслей, диктуемых ему с экрана телевизора, со страниц прессы, из радиоэфира. Так от категории индивидуального мы вступаем на территорию категории массового, благодаря всеохватности средств распространения информации. Современный человек постоянно находится в медийном пространстве, ему не скрыться от его влияния, если он не ведет жизнь отшельника. Надо признать, к ХХI веку СМИ превратились в эффективный инструмент выстраивания информационного пространства в интересах отдельных политических групп или властей, и, как следствие, формирования политических ритуалов и мифов в соответствии с политическим заказом узких кланов, по представлениям и правилам сообществ, которые любят называть себя элитами.
Отметим, что СМИ способны влиять тем или иным способом, воздействуя, чаще всего, или непосредственно на мышление персонажа, или формируя так называемое общественное мнение. Но и в том, и в другом случае средства информации выступают как механизм, вызывающий совершенно определённые коллективные действия – от выбора рекламируемого товара или услуги до массового голосования за «нужного» кандидата. Так СМИ навязывают обществу тот или иной ритуал. PR-специалисты, политики и особенно политтехнологи, приближённые к власти, любят отрицать явное медийное влияние на общественные предпочтения, хотя широко используют в своей деятельности целый набор специальных приёмов, усиливающих это воздействие. Более того, если согласиться с точкой зрения о несущественном значении СМИ в выстраивании общественного сознания, то как понять тогда, почему, не взирая на закон о СМИ, где с первых строк говорится о запрете на цензуру, тем не менее, мы видим, а журналисты ощущают самые изощрённые виды запретов на совершенно определённые темы? Как понять ту отчаянную, переходящую все границы приличия борьбу за ТВ- и радиоканалы, за газеты и журналы, без конца перекупаемые и перепродаваемые? Все медийные каналы кому-то принадлежат, будь то частные корпорации или государственные структуры. И каждый владелец старается в той или иной мере извлечь из принадлежащих ему СМИ свой политический и коммерческий капитал или конвертировать один в другой. Для этого надо не только владеть средством информации, но и управлять им, управлять так же, как любым видом собственности, что означает контроль над информационными механизмами и способами формирования и распространения идей через эти механизмы.
Да, можно рассуждать о степени влияния СМИ, о воздействии СМИ на целевую аудиторию, о возможности управления общественным мнением через СМИ, о выявлении скрытых ресурсов масс-медиа. Можно понимать, что различные социальные группы под медиавлиянием ведут себя по-разному, что восприятие различных каналов информации – ТВ, радио, прессы – также происходит по-разному, часто совершенно неоднозначно и неожиданно. Но гораздо ценнее объективное знание и понимание тех ритуалов и мифов, которыми пропитано современное информационное общество и в сотворении которых участвуют СМИ. Разве мы не сталкиваемся ежедневно с намеренным искажением информации, определяющей наше понимание реальности и соответственно этому наше поведение? Разве не мы под влиянием СМИ следуем старым как мир ритуалам? Разве не информационные каналы подвергают наше сознание испытаниям новыми мифами? К сожалению, в силу менталитета нации и нашего исторического пути мы очень легко, совершенно не критично поддаёмся воздействию самых фантастических мифов и с лёгкостью воспринимаем массовые ритуалы.
Почти век назад, еще в 1918 году, в своей нобелевской лекции наш соотечественник Иван Петрович Павлов заметил: «Я должен высказать свой печальный вывод на разум русского человека. Русский человек имеет такую слабую мозговую систему, что он не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действительностью, а со словами». « […] русская мысль совершенно не приемлет критического метода, то есть нисколько не проверяет смысла слов, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни».
С горечью и отчаянием вынуждена согласиться с подобным наблюдением. Да, мы с готовностью живём некой виртуальной жизнью, выраженной набором слов, часто очень красивых и образных, или телевизионной картинкой чужой жизни также в обрамлении слов, но вовсе не реальным состоянием дел. А в результате все вместе представляем нелепое сообщество, где гражданская активность подменяется словесными формулировками, а действительность – ритуалами социального единства и сопричастности к чему-то, без усилий навязанного ему. Коллективистские принципы такого сообщества, массовый отрыв от реальностей текущего жизненного процесса, историческая традиция советской жизни создают благоприятную почву для следования простым и привычным ритуалам, понятным и открытым, типа «строительства светлого будущего» или «слава КПСС». Как следствие возникают объективные условия для более изощрённых, скрытых ритуалов, или массовых манипуляций общественным сознанием. Конечно, в тоталитарном обществе, с его единообразием в мыслях и поступках, результат достигается быстрее и без особых ухищрений. Все тоталитарные режимы ХХ века подтверждают этот факт. Но и современный российский метод манипуляции общественным сознанием доказал свою эффективность, особенно в последние 8-10 лет. Чего стоит один миф о России, уходящий корнями в советскую действительность! Все советские люди, каждый день, открывая газеты, включая радио, а позже и телевизор, читали, слышали, видели на телеэкране (исключительно на экране!), что «жить стало лучше, жить стало веселее» и как «хорошо в стране советской жить». Достигалось это простыми приёмами: а) подменой информации в СМИ пропагандой, б) многократным и непрерывным повторением всеми масс-медиа одной и той же мысли, примитивность формулировки которой была однозначна и не допускала интерпретаций, в) многоканальностью трансляции всё той же тривиальной идеи, г) сокрытием и недопущением в СМИ иных идей и мыслей, д) созданием иллюзии свободы и самостоятельности выбора. Ряд сконструированных по такой технологии мифов успешно внедряется в массовое сознание и выдаётся за общественное мнение. И сегодня миллионы (!) людей считают, что мы «авангард человечества». См. соцопросы «Левада-центра» за 2007 год.
Нельзя не упомянуть в связи с обсуждаемой темой и успешно вмонтированный в массовое сознание миф о России на коленях. Разве Россия была на коленях? Даже в самые чёрные дни 1941 года, когда вражеская армия стояла почти у стен столицы, народ не был поставлен на колени, тем более не была Россия на коленях в 90-е годы, хотя бы просто потому, что не было у неё в тот момент врагов. Напротив, была моральная, материальная и продовольственная поддержка Запада. Здесь мы подходим еще к одному мифу – к мифу о врагах современной России. В этом случае мы просто дошли до абсурда мирового масштаба, объявив, например, среди своих врагов крошечную по территории и по населению Грузию. Эта маленькая страна, где все говорят по-русски, в одночасье стала врагом ста пятидесяти миллионной России, раскинувшейся на 1/7 часть планеты, не говоря уже о нашей армии, равной по численности немного менее половины населения «врага», оснащённой тысячами танков, ракетами, авиацией. Как заставить поверить в такого «врага»? Просто и технологично, если на эту идею начинает работать арсенал почти всех российских СМИ, если российское ТВ без перерыва по всем каналам крутит ОДИН И ТОТ ЖЕ закольцованный кадр разрыва осветительной ракеты вроде бы над чужой территорией (кстати, картинку можно снять и в тёмном небе Москвы), если ВСЕ газеты публикуют ОДНУ И ТУ ЖЕ фотографию погибшего человека с подписью о якобы погибших полутора тысячах наших собратьев, взывавших о помощи. Всё это видели, слышали, читали миллионы людей. И… верили! Сверхэффективность СМИ в период очередного кавказского конфликта через их кумулятивное влияние на массовое сознание очевидна и называется массовой манипуляцией. Народ в очередной раз поддался очарованию слов, так уж устроен его мозг (см. выше), и с энтузиазмом до сих пор аплодирует победе. Только победе ли?
В заключение хочу предложить каждому ответить на вопрос, поставленный перед нами великим Иваном Павловым в упомянутой уже нобелевской лекции: «Каким образом она (Россия – Л.В.) показана миру? А ведь люди верили, что Россия протрёт глаза гнилому Западу. Откуда эта гордость и уверенность? И вы думаете, что жизнь изменила эти взгляды? Нисколько! Разве мы теперь не считаем чуть ли не каждый день, что мы авангард человечества! И не свидетельствует ли это, до какой степени мы не знаем действительности, до какой степени мы живём фантазиями?»

Литература.
1. Общественное мнение – 2007. Ежегодник [Текст]. – М. : Левада-центр. – 2007. – 279 с.
2. Павлов, И.П. О русском уме. Нобелевская лекция, прочитанная в 1918 году в Петрограде [Электронный ресурс] / И.П. Павлов. – Режим доступа: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/RUSSPAV.HTM.


Владимирова Л. Ф. Масс-медиа и общественный выбор/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 72-75.

Hosted by uCoz