В начало
Анатолий Донченко ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В РИТУАЛАХ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Пути становления и развития личности многообразны и сложны, но никогда у человечества не возникнет сомнений в существенной значимости такой ценности как время до тех пор, пока деятельность человека не будет лишена творческого начала. При этом под творческой деятельностью следует понимать процесс человеческой деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей. Именно в качественном переходе из одного состояния в другое и проявляется специфика социального времени.
Философствующий проповедник древнего мира был недалек от истины, утверждая, что «бывает нечто, о чем говорят: смотри, вот это новое; но это было уже в веках, бывших прежде нас» [1, С. 617].
Нельзя требовать большего от современника той далекой эпохи, где деятельность носила устойчиво повторяющийся, циклический характер, где время рождаться и умирать, время разрушать и строить, время плакать и смеяться, время искать и терять, время молчать и говорить, время любить и ненавидеть, время войне и миру, иными словами, время разнообразных проявлений человеческой жизни не принадлежало человеку, «ибо человек не знает своего времени» [1, С. 618, 622].
Человек не владеет своим временем до тех пор, пока творчество не становится настоятельной потребностью его жизни, пока человек не поднимается до уровня творца собственной судьбы, творца истории. Истина Екклесиаста становится анахронизмом, как только время переходит в собственность человека и обретает социально-значимую ценность, творчески овладевая которой человек постигает подлинный смысл своего бытия. Как это ни парадоксально звучит, человек, овладевший временем, не утрачивает смысла жизни даже перед лицом смерти. С Л.Рубинштейн по этому поводу замечает: «Смерть превращает жизнь в нечто внешне завершенное и ставит, таким образом, вопрос о её внутренней содержательности [...]. Жизнь человека в силу факта смерти превращается в нечто, чему подводится итог. В смерти этот итог фиксируется. Отсюда и серьёзное, ответственное отношение к жизни в силу наличия смерти. Для меня самого моя смерть – это не только конец, но и завершенность, то есть жизнь есть нечто, что должно не только окончиться, но и завершиться, получить в моей жизни своё завершение» [3, С. 351].
Можно сказать, что творчество является одним из сущностных признаков социального времени, а, следовательно, и деятельности человека, осознающего несовершенство достигнутого. Осознание человеком несовершенства мира и себя как его части дисциплинирует волю, определяет его творчески-преобразующий настрой. Как отмечал К.Маркс, «труд есть живой, преобразующий огонь; он есть бренность вещей, их временность, выступающая как их формирование живым временем» [2, С. 324]. Именно творчество становится настоятельной потребностью его жизни, возвышает человека до уровня творца собственной судьбы и истории в целом.
Подняться над обстоятельствами, преодолеть их – способность, присущая исключительно человеку и свидетельствующая об его активном отношении к своей жизни. Это и есть подлинная жизнь, когда человек является созидателем не только мира, но и самого себя как при всех обстоятельствах, так и вопреки ним.
Невозможно научить человека жить достойно, интересно, содержательно на чужих примерах, как бы выразительны и авторитетны они не были. Примеры могут лишь указать источник, из которого человек сам своими делами и поступками должен добывать «строительный материал» для превращения предоставляемых обществом возможностей в действительность индивидуальной жизни. Не через «чистое» время, а через наполняющие его дела проходит определяющая линия человеческой жизни. Можно просмотреть десятки спектаклей, прочитать сотни книг, прослушать множество бесед и лекций о том, как становятся настоящим человеком, и, тем не менее, не стать им. По мнению С.Л. Рубинштейна, «чтобы стать смелым, нужно совершить в своей жизни смелые дела, чтобы стать благородным, нужно совершить поступки, которые наложили бы на человека печать благородства» [3, C. 683].
Утверждение об исключительной роли экстремальных ситуаций в становлении личности можно принять лишь с одной оговоркой. Сама по себе экстремальная ситуация не рождает духовно сильную личность; она есть тот самый источник, который питает либо героизм, либо предательство. На наш взгляд, данная ситуация наглядно подтверждает, что становление человека как личности и есть его нравственное становление, так как личность не может сформироваться раньше нравственного самоопределения и самораскрытия человека.
Экстремальная ситуация имеет своё собственное время, отражающее специфику её изменения и развития. Человек может овладеть этим временем, опираясь на приобретенный в прошлом запас нравственной надежности. Но время ситуации может оказаться и сильнее человека. Экстремальная ситуация стимулирует духовное взросление лишь тех, в чьём разуме и воле, помыслах и делах личностное прошлое закрепило достаточно прочные основы нравственной убежденности, составляющей идейно-психологическую предпосылку для формирования в человеке мужества, стойкости, верности избранным идеалам и других волевых качеств, придавших ему уверенность в собственной правоте, позволяющих правильно ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и принять единственно верное решение.
Диалектика взаимодействия прошлого, настоящего и будущего определяет темпоральную направленность личностного времени – ретроспективную, превентивную, перспективную, а тем самым и его нравственно-ценностное содержание. Каждая из указанных направленностей, выходя за рамки саморефлексии и включаясь в деятельность, обретает статус ценности и мотива. Целеполагающая деятельность человека направлена на проектирование будущих своих возможностей, определяющих и смысл настоящего. Цели как идеальные образы предметов деятельности отражают не только объективно сущее, но и содержат субъективное представление о желаемом и должном. Последнее, как моральная модификация будущего, соотносится через деятельность с сущим, как воплощением настоящего. Степень соответствия между субъективным и объективным определяется уровнем сознательной ориентации на основные социальные и моральные ценности. Данный уровень тем выше, чем меньше доля стихийности и неорганизованности в выборе личностью способов деятельности, в социальной и психологической подготовленности к последней, в усвоении жизненного и нравственного опыта.
Целеустремленность жизни – это не только мобилизующее и организующее её свойство, но и дисциплинирующее начало. Формулируя цели, намечая пути их достижения, человек сообразуется с объективными условиями и своими субъективными возможностями, делая свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания, творя и совершенствуя свою личность, человек осознает себя как общественное существо. Здесь имеет место диалектика перехода как общественного в индивидуальное, так и индивидуального в социальное, а в моральном плане – диалектика перехода дисциплины долга в самодисциплину совести.
Целеустремленность в формировании своей личности предполагает, с одной стороны, творческое усвоение ценностей, а с другой – дисциплину и самодисциплину действий и поступков, ума и воли, мыслей и чувств. Без этого цель так и останется желаемым будущим, отодвигаемым леностью души, ума и рук, разрывом между словом и делом.
Утверждение себя как моральной личности – это не только творчество, но и подчинение обязанностям, поскольку путь включения в моральные отношения – это, прежде всего, путь творчества гуманных форм общественной дисциплины и личностной самодисциплины.
Творческое овладение временем жизни в интересах повышения степени эффективности его использования, полной реализации индивидуальных возможностей и способностей, достижения подлинной гармонии человеческих качеств первостепенное значение имеет для молодежи. Неповторимость, оригинальность, индивидуальная и общественно–историческая уникальность творческого отношения к жизни – важные показатели активной жизненной позиции молодого поколения, являющегося в любом обществе значительной силой исторического развития, фактором социального прогресса.
Но заметим, что наиболее грамотное, наиболее подготовленное профессионально молодое поколение, вступающее в самостоятельную жизнь, подчас отличается политической наивностью, трудовой и социальной пассивностью, индивидуализмом и недисциплинированностью, склонностью к бездумному потреблению престижных ценностей, к иждивенчеству. Все это остро ставит проблему дальнейшего совершенствования системы временных ориентации личностного времени, призванного усилить позитивно формирующее влияние социального времени. Актуальность данной проблемы определяется и огромным воспитательным потенциалом, заложенным в 120 – 150 свободных днях в году, которыми в среднем располагает каждый подросток и молодой человек.
Формирование у вступающего в жизнь поколения основ нравственности представляет собой процесс, определяемый как наиболее общими социальными отношениями и условиями, так и особенностями микросреды, в том числе групповым сознанием, коллективным опытом. Данному процессу не имманентен социально-положительный смысл, который бы однозначно обусловливал нравственное становление личности. Новый строй привычек и традиций, внутренняя и внешняя культура, отражающие требования завтрашнего дня, с неизбежностью сталкиваются как с общественными условиями, так и личностными качествами, порожденными днем вчерашним. Социальные основы формирования личности любой общественной системы, в том числе и социализма, включают в себя не только позитивные, но и негативные факторы.
Среди причин, порождающих негативные следствия в поведении некоторой части молодежи, имеются и следующие причины темпорального порядка:
– несовпадение биологического, психологического и социального времени созревания молодежи, что отодвигает барьер взрослости далеко за оптимальный рубеж, значительно увеличивая возрастной стаж нравственной инфантильности;
– абсолютизация отдельными группами молодежи презентивной временной направленности как единственно возможной смысложизненной ориентации, что способствует зарождению анархо-гедонизма, мещанства, потребительства, формированию узколичных интересов, сомнительных социальных ценностей, находящихся в опасном соседстве с политическим конформизмом;
– нравственно-психологические затруднения, испытываемые некоторой частью молодежи, мигрирующей в город, при вхождении в ускоренный ритм городской жизни с его огромным количеством социальных контактов, калейдоскопом событий, психологией спешки, что приводит к аритмии социального и личностного времени, официальной и исповедуемой морали;
Следует подчеркнуть, что требуется не только преодоление негативных следствий в поведении, но и устранение причин, их вызывающих. Многое здесь зависит от успешного решения задачи формирования нравственных убеждений как наиболее фундаментального компонента моральной стороны мировоззрения в тех социальных общностях, где начинается не только жизненный путь личности, но и её нравственное развитие. Среди них особую роль играет малая группа, в частности семья, которая является важным посредствующим звеном в отношениях между обществом и индивидом. С точки зрения внутренней организации, семейные отношения представляют собой частную социально-временную структуру общества, являющуюся элементом социальной организации и специфическим организационно-практическим выражением конкретной системы социальных отношений.
Современная семья, реализуя свою нравственно-воспитательную функцию, выступает существенным-посредником во взаимосвязи социального и личностного времени. Интериоризация основных требований времени, превращение внешних воздействий в личный нравственный опыт, знания, убеждения, побуждающие, регулирующие и контролирующие деятельность личности, накладывают отпечаток и на экстериоризацию, то есть переход, реализацию интериоризованного личностного времени во внешнюю деятельность, во внешнюю форму поведения.
Следовательно, индивидуально-личностное творение жизни, овладение её временем зависят, с одной стороны, от возрастных биопсихологических и социально-психологических факторов (о приуменьшении и тем более игнорировании роли которых не может быть и речи), а с другой – от содержания социальных функций, реализуемых человеком как субъектом деятельности.
Фактор времени в нравственном становлении и развитии личности – это не только возрастные показатели человека, но еще и феномены темпоральной детерминации и регуляции, возникающие во взаимосвязи социального и личностного времени.
Расширение «пространства» личностного времени за счет освоения прошлого (культуры, созданной всем развитием человечества) и будущего (различных форм предвидения, прогнозирования, опережающего отражения действительности) обусловлено общественной потребностью в развитии творческих способностей личности, данная потребность реализуется посредством основных форм индивидуального бытия – трудовой и общественной деятельности, сферы семейно-бытовых отношений и досуга. В своей совокупности они составляют жизнь каждого индивида, между конкретным содержанием и временной формой которой существует своеобразная диалектика: производя жизнь посредством деятельности, человек творит и её временную форму. Ценность времени жизни есть величина, зависимая от содержания и результата человеческой деятельности. Поэтому творческое овладение временем жизни немыслимо вне превращения каждой из присущих человеку форм деятельности в самодеятельность.
Таким образом, труд, творчество, преемственность выступают как ценностные детерминанты социального времени. При этом труд, его содержание, отношение к нему человека обусловливают ценностную наполняемость социального времени; творчество определяет динамизм последнего, придает содержательность его всеобщей неукротимой отрицательности; преемственность же отражает феноменологическую обратимость, форму закрепления, стабильность социального времени в традициях, обычаях, идеалах и других ценностных образованиях, детерминирующих и регулирующих процесс становления и развития личности.
Творческое овладение временем выступает как личностное осуществление системы многообразных связей и отношений с обществом, другими людьми не только в моральном, но и в более широком социальном плане, предполагающее прежде всего различение социального времени и времени физического. Это выражается в осознании человеком специфичности истории общества, своего места в ней и той роли, которая возлагается на него конкретным социальным временем как на субъекта деятельности.
Овладение временем позволяет человеку вносить осознанные изменения в социальный процесс, предвидеть его направленность и соответственно осуществлять выбор своих магистральных жизненных целей, планов, решений, установок, формирует любовь к жизни, понимание ценности индивидуального бытия, потребность наполнять его истинно человеческим смыслом.
Мировоззренчески осмысливая свою роль как субъективного фактора в истории, человек яснее видит ценностные ориентиры своего индивидуально-личностного нравственного бытия. Творческое овладение временем жизни – одно из непременных условий духовности существования человека. Труд как творчество позволяет преодолевать стереотипность жизнедеятельности в целом, постоянно выходить за пределы каждодневных забот о насущном, формирует представление о назначении человека, о должном, что является необходимым фактором нравственного развития и совершенствования личности.
Творчески овладевая временем, человек приближается к разрешению вопроса о подлинности собственной жизни, истинности своего призвания, того дела, которому он служит.
Итак, проблема творческого овладения временем жизни в её нравственных аспектах – это проблема нравственного осуществления и самоутверждения человека в мире посредством многообразных форм деятельности, среди которых первейшая и определяющая роль принадлежит творческой деятельности как подлинной жизненной потребности.

Литература.
1. Библия. Книги Священного Писания и Нового завета [Текст]. Канонические. Объединенные библейские общества, 1992.
2. Маркс, К. Соч., т. 1-50 [Текст] / К. Маркс, Ф.Энгельс. – М., 1955-1981. Т. 46., ч. I.
3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / .С.Л. Рубинштейн ; 2-е изд. – М., 1976.


Донченко А. П. Проблема становления личности в ритуалах социального времени/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 91-96.

Hosted by uCoz