В начало
Андрей Иванов МИФО-РИТУАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Несмотря на сложность определения места мифологического сознания в современном обществе вследствие неясного и спонтанного проявления мифологических свойств, считаем, что мифологические компоненты можно собрать в целое, рассмотрев наличествующие мифо-ритуальные практики.
Данные практики основываются преимущественно на универсальных традициях. Однако, со временем они всё дальше уходят от традиционных своих корней, как бы растворяясь в контексте современного общества. Тем не менее, именно существование традиционных мифо-ритуальных практик свидетельствует о наличии мифологического сознания сегодня. Современные мифо-ритуальные практики есть явление общественной жизни, представляющее собой некоторую рационализированную, регламентированную форму общественного поведения, в ходе реализации которой, однако, проявляются и, зачастую, выходят на первый план основные свойства мифологического сознания.
Используя термин «мифо-ритуальные практики» мы, как бы объединяем миф и ритуал, ставим между ними знак равенства. Однако следует отметить, что природа понятий «миф» и «ритуал» является предметом давних научных споров: достаточно вспомнить про представителей так называемой ритуалистической теории мира. Тем не менее, «история вопроса» о соотношении мифа и ритуала, на наш взгляд, позволяет выделить понятие «мифо-ритуальные практики» в качестве самостоятельного элемента системы мифологического сознания.
Рассмотрим проявления в мифо-ритуальных практиках следующих основных свойств мифологического сознания: эмоциональность, коллективность, всеобщий синкретизм, стремление к противопоставлению мира на сакральную и профанную сферы, принцип партиципации (сопричастия).
Применительно к проявлению эмоциональности и коллективности в мифо-ритуальных практиках необходимо отметить следующее: 1) эмоциональность и коллективность свойственны как традиционным, так и современным мифо-ритуальным практикам; 2) эмоциональность и коллективность в аспекте мифо-ритуальных практик следует рассматривать совместно с массовым сознанием.
Говоря о массовом сознании, следует, безусловно, подразумевать лежащие в основе него мифологические составляющие. По мнению К. Манхейма, «в массе человек значительно легче поддается влиянию, действию неконтролируемого взрыва влечений и психических регрессий, чем изолированный или органически связанный с небольшими объединениями и прочно пребывающий в них человек» [2, С. 299]. Эмоциональность масс согласуется с эмоциональностью мифологического сознания.
В настоящее время массовое сознание активно благоприятствует существованию мифов, в массах мифологическое сознание обретает свойственную себе коллективность. Кроме того, масса является чрезвычайно восприимчивой к простым, понятным лозунгам, выражающим самые основные, универсальные потребности.
То, что знания о мире в мифологическом сознании представлялись в синкретическом единстве, является другим важнейшим специфическим свойством мифологического сознания. При этом мифологическое сознание синкретично не только в своей основе: оно в любой момент способно найти общность, тождество среди окружающих явлений. Например, когда мифологически мыслящий человек наблюдает за ритуалом, то он отождествляет ритуал с божественным действием. И здесь в основе единства лежит единство сущности: для мифологической мысли бог и человек, совершающий ритуал, оказываются одним и тем же.
Мифо-ритуальные практики без синкретизма невозможны, а если и возможны, то это будет «профанация» мифо-ритуальных действий. Дело в том, что для того, чтобы знать и понимать миф, ритуал необходимо быть в него посвящённым, то есть находиться в синкретическом единстве со всеми ритуальными событиями, так сказать, пропустить ритуал через себя, находиться внутри ритуала.
Мифо-ритуальные практики актуализировали сакральное и уничтожали профанное время, давали возможность находиться в центре божественных сил. «Ритуал вводит мышление в мир сакральных единиц, творческих актов, первых слов, действий, предметов, то есть – платоновских первообразов. […] Ритуал воспроизводит мир сакральных объектов, давших начало в том числе и объектам обыденным, мирским, профанным» [4, С. 87-88].
Одна из основных функций ритуалов – строгая регламентация взаимоотношений между сакральной и профанной сферами.
Говоря о принципе партиципации (сопричастия), следует заметить, что в основе данного свойства лежит уже отмеченный принцип всеобщего синкретизма. То есть принцип синкретизма продолжает функционировать, но уже в виде принципа партиципации (сопричастия). Здесь уточняется способ применения принципа синкретизма: с одной стороны, предметы отражаются сознанием только в качестве имеющих отношение к сакральной сфере; с другой стороны, принцип партиципации, являясь «наследником» первобытного синкретизма, действует в новой реальности как конструирующий бытие. Однако, для данного бытия характерен постоянный «взаимопереход» содержательных моментов отражения. Это объясняется тем, что в мифологическом сознании существует неупорядоченность взаимосвязи вещей и явлений, непостоянство этих взаимосвязей. Они заключаются в том, что каждый предмет, входящий в мифологическую картину мира, может обнаружить себя связанным в отношении с другим именно через партиципацию (сопричастие). Сопричастия формируют структуру категорий, в которой происходят действия и из которой вырастает человек как элемент общества. Мистические сопричастия охватывают каждую сторону жизни, что демонстрирует всеобщность действия этого принципа. «Закон сопричастности является законом мифического пребывания» [5, С. 62-63].
Рассмотрим такое проявление принципа партиципации, как соотношение части и целого. Дело в том, что в мифологическом сознании отражение предмета – это часть предмета, в которой он присутствует целиком. Вообще, вопрос о соотношении целого и части в мифе представляется достаточно важным, так как в своеобразии взаимодействия части и целого заключены многие специфические черты мифологического сознания. Для того чтобы определить, что такое часть в мифологическом сознании, необходимо отметить, что часть и целое в мифологическом сознании абсолютно идентичны, что часть содержит в себе все характеристики целого, а не представляет какое-нибудь отдельное его свойство. На наш взгляд, принцип соотношения целого и части наглядно представляет пример Р. Кайуа: «Всюду, где есть энергия сакрального, она всегда присутствует целостно и неделимо. В каждой освященной частице содержится вся божественность Христа, малейший фрагмент святой реликвии обладает такой же силой, какая имелась во всей реликвии» [1, С. 154].
В мифо-ритуальных практиках принцип партиципации реализуется повсеместно. Более того, сами мифы и ритуалы потеряли бы свою действенность, если бы не опирались на фрагменты священных текстов или действий, не представляли бы часть явления (например, историю происхождения явления) за всё явление. « […] Знание о происхождении какого-нибудь предмета, животного или растения равнозначно тому, что мы приобрели над ними магическую власть. [...] Обряд нельзя исполнить, если неизвестно его “происхождение” […] » [6, С. 20-22].
Таким образом, в мифо-ритуальных практиках проявляются, причём в значительной мере, все основные функции мифологического сознания.
Однако со временем происходит определённые изменения в содержании и форме мифо-ритуальных практик.
В современном обществе мифо-ритуальные практики как объективации мифологического сознания не имеют того значения, что в архаическом обществе, где посредством ритуалов регламентировалось как поведение индивида, так и всего социума.
Считается, что «современное общество, как правило, характеризуется нигилистским отношением к ритуалу и выдвижением на первый план утилитарно ориентированного действия автономного индивида. Исключением являются общества, связанные с расцветом в XX в. “тотальных идеологий” (К. Манхейм) и основанные на вторичной – идеологической – ритуализации человеческого поведения» [3, С. 839].
К мифо-ритуальным практикам следует отнести, все особенности трансформации мифологического сознания:
– активное проникновение идеологии в мифологическое сознание, из-за чего становится сложно определить место мифологического сознания в структурах общественного сознания;
– рационализация основных элементов мифологического сознания, вследствие чего они утрачивают свойственную им изначально непосредственность, естественность, универсальность;
– трансформация символики мифологического сознания: коннотации традиционных символов; появление новых символов, не обусловленных культурной традицией.
Современные мифы и ритуалы представляют собой, таким образом, конгломерат разнообразных элементов, восходящих как к архаическим мифам, так и содержащих квазимифологические: идеологические и рациональные составляющие.
Несмотря на это роль мифо-ритуальных практик как основы именно современного мифологического сознания является определяющей:
– благодаря проведению в настоящее время всевозможных митингов, демонстраций и т.д., где, пусть и в изменённом виде, наличествуют мифо-ритуальные практики, можно говорить о существовании некоторых социальных институтов по реализации мифологического сознания. Наличие социальных институтов, в свою очередь, позволяет утверждать современное мифологическое сознание в качестве формы общественного сознания;
– вместе с существованием мифо-ритуальных практик проявляется и весь комплекс свойств мифологического сознания (эмоциональность, коллективность, всеобщий синкретизм, стремление к противопоставлению мира на сакральную и профанную сферы, принцип партиципации (сопричастия)), что не даёт другим, рационализированным формам общественного сознания, поглотить мифологическое сознание; позволяет увидеть специфику мифологического сознания, открывает для него «социальное пространство».

Литература.

1. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное [Текст] / Р. Кайуа ; пер. с фр. – М. : ОГИ, 2003. – 296 с.
2. Манхейм, К. Диагноз нашего времени [Текст] / К. Манхейм ; пер. с нем. и англ. – М. : Юрист, 1994. – 700 с.
3. Новейший философский словарь [Текст] / 3-е изд., исправл. ; сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. – Минск : Книжный дом, 2003. – 1280 с.
4. Положенцев, А.М. «По лицу бездны»: очерк натурфилософии культа [Текст] / А.М. Положенцев. – СПб. : Алетейя, 2007. – 202 с.
5. Савельева, М.Ю. Лекции по мифологии культуры [Текст] / М.Ю. Савельева. – Киев : Парапан, 2003. – 270 с.
6. Элиаде, М. Аспекты мифа [Текст] / М. Элиаде ; пер. с фр. – М. : Академический проект, 2000. – 224 с.


Иванов А. Г. Мифо-ритуальные практики как основа современного мифологического сознания/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном простран-стве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Вели-кий Новгород, 2008. – 409 с. С. 115-119.

Hosted by uCoz