В начало
Михаил Иванов ИДЕАЛЫ И РИТУАЛЫ

Идеалы выступают своеобразным типом моделирования реальности в аспекте совершенства, цели и образца. В этом можно видеть форму отображения, преображения и упорядочивания мира. Такое упорядочивание носит объектный и субъектный характер. Моделируя объект в аспекте (высшего) совершенства, мы его структурно упорядочиваем и ставим в определенное отношение с другими объектами реальности. Фиксация объекта в качестве (высшей) цели приводит к упорядочиванию деятельности субъекта и его системы ценностей, устремляет его мотивационную активность. Актуализация объекта в виде образца придает ему нормативность, превращает в навигационный и критериальный принцип. Параллельно с указанными аспектами моделирования происходит возведение объекта над реальностью. Это своеобразное трансцендентирование превращает его в абсолютное, сверхреальное и вневременное (вечное) образование. И хотя эти характеристики относительны, именно этими смыслами идеалы проявляют себя как объекты реального сознания.
Если ритуализация означает упорядочивание, символизацию и нормативизацию действий субъекта, то ритуалы в определенном смысле совпадают с отмеченной природой идеалов. Ритуалы строятся на основе определенных идеалов. Являются их практической детализацией. Ритуалы как система упорядоченных действий выступает условием достижения идеальной цели. Сама цепочка последовательных ритуализированных действий по умолчанию предполагает их реализационное совершенство и соответствующую мыслимо-образцовую форму. Ритуалы стремятся наглядно изобразить идеал, а также символизировать его высшие финальные формы. Сама экстатично-торжественная атмосфера ритуала затеняет и (или) отключает повседневно реальное и фиксирует идеально-подлинное как здесь-и-теперь проявляемое бытие. (Например, исполнение гимна при награждении спортсмена может воспринимается им как вершина жизни, высший момент торжества, как гармония личного и общественного и т.п.). Торжественная серьезность ритуала нивелирует его игровой компонент или, по крайней мере, ослабляет его виртуальную несерьезность. Вместе с тем, ритуал и его атмосфера устремляют сознание в будущее, возводит к идеальным вершинам человеческих побуждений, выступая их метафорой. Ритуалы выполняют здесь свою исходную функцию средства перехода от одного состояния к качественно новому, от естественного к сверхъестественному, от реального к сверхреальному и идеальному. Конечно, не все ритуалы обладают такой спецификой и функциональностью (например, бытовые). Но наиболее значимые, те ритуалы, в которых человек стоит на пороге нового миро-состояния и бытия, которые рисуются ему идеальными, отвечают, следует полагать, отмеченным характеристикам.


Иванов М. А. Идеалы и ритуалы/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном простран-стве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Вели-кий Новгород, 2008. – 409 с. С. 119.

Hosted by uCoz