В начало
Людмила Карташова ОТРАЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КОНЦЕПЦИИ «СЕМЬЯ –МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ» В СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФОРМЕ (НА ПРИМЕРЕ ТАИНСТВА БРАКА)

В.Г. Николаев отмечал, что «ритуал – исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах, средствах и целях» [6, С. 381]. Отражение Православной концепции о браке и семье выражено в таинстве Брака, совершение которого состоит из последовательных действий и религиозных атрибутов (брачные венцы, чаша с вином), что придает таинству сакральный смысл.
Святитель Григорий Богослов, Св. Иоанн Златоуст, Св. Ефрем Сирин, Св. Ириней епископ Лионский, Феофан Затворник оставили огромнейший материал относительно темы семейных отношений, где основное внимание уделяли теме благословения брачного союза. В качестве примера можно привести высказывание Св. Григория Богослова, который говорил: «Одно из лучшего, чтобы Сам Христос присутствовал на браке, потому что где Христос, там благопристойность; и чтобы вода стала вином, то есть все претворилось в лучшее […]. Так и браки христианские должны иметь благопристойность, а благопристойным делает степенность. Вот что приносим в дар бракосочетанию» [7, С. 4].
О роли благословения брака рассказывается в Евангелии от Иоанна. На брачном пире в Кане Галилейской, где присутствовал Иисус Христос с Матерью Своею. Своим присутствием Иисус Христос освятил брак, когда совершил своё первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской, претворив воду в вино». В предании говориться, что это был брак Симона Кананита родственника Девы Марии. Матерь Божия обратила внимание на беспокойство жениха и невесты; оказалось, что у них вина недостаточно, и Она впервые обратилась к Сыну Божия с просьбой о помощи: «Сын Мой! Они скорбят, помоги им! Вина у них нет!», на что Он ответил: «Жено, что есть мне и Тебе? Не пришел еще час Мой!» [2, С. 51]. По древнему обычаю, у входа в дом иудеев всегда стояли большие глиняные кувшины – водоносы для омовения рук и ног. Христос сказал слугам: Наполните сосуды». Когда они наполнены до верха, Господь опять приказал: «Теперь почерпните и несите к распорядителю пира». Все это было тихо сказано, так что о том не знал. Но когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, тогда приказал позвать хозяина и сказал ему. «Всякий подает сперва хорошее вино, а когда довольно пили, тогда худшее, а ты хорошее вино берег доселе» [2, С. 51]. Так Господь положил начало чудесам. Чудо в Кане Галилейской несет в себе символическое значение. Вода представляет собой повседневную жизнь, наполненную греховными помыслами и момент свадьбы не исключение. Превращение воды в вино это символ радости, взаимной любви супругов. «Чудо превращения воды в вино, говорит нам, о том, что вода, натуральная простая стихия, обращается в высшую стихию, в Евангельскую христианскую влагу. В память об этом чуде сочетающиеся браком пьют вино из одной чаши.
Отдельно выделим определение Православной семьи: «Семья – это первоначальная ячейка христианской общины, «это домашняя Церковь» [1, С. 3]. Слово «Церковь» в нем говорит, что в христианской семье присутствует Сам Христос, ибо Церковь составляет Его Тело (Кол. 1, 24).
Согласно учению церкви, семья именуется «Малой церковью» или «Домашней церковью», поскольку, символически представляет собой храм, где муж главенствует, в доме как священник в Храме задает духовный строй и порядок жизни. Жена в свою очередь является его помощницей и союзницей, содействуя, как диакон во время церковной службы, осуществлению задуманных целей и жизненных планов. Поэтому в христианстве муж и жена есть образ таинственного, благодатного союза Христа с Церковью.
Создание Православной семьи происходит в момент таинства Брака. «Таинствами именуются священные действия, через которые тайным образом благодать, спасительная сила Божия действует на человека» [8, С. 209]. В свою очередь «Брак – Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании жених с невестой взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и спрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и воспитания детей» [8, C. 266-267].
В настоящие время совершение Таинства брака состоит из двух действий. Первое действие это обручение, во время обручения молодые трижды обменивают кольцами в знак единодушия, согласия и взаимопомощи в предстоящем браке. Обручение символизирует твердость взаимных обещаний готовящихся к браку. Второе действие венчание, главным моментом венчания является одевание венцов на головы молодых (или венцы придерживают над головами брачующихся). Венцы брачные представляют также символ, означающий: «напоминание о чистоте и царском достоинстве первосозданной человеческой четы – Адама и Евы, и знаменует собою венцы, уготовленные супругам в Царстве Небесном по окончании их совместного пути ко спасению» [5, С. 144]. После одевания венцов следует самый важный момент Таинства, когда священник трижды произносит тайносовершательные слова и благословляет новобрачных. После чего им (священником) поизносится прокимен, и затем приносится чаша с вином. Чаша с вином представляет собой символ: «знаменующий собой общую судьбу с общими радостями и горестями, которая предстоит теперь новобрачным» [8, С. 277]. Испив вино из чаши в три приема и после прочтения священником молитвы над ней, священник соединяет правые руки новобрачных, накрывает их епитрахилью и трижды обводит их вокруг аналоя под пеней тропарей. Троекратное круговое движение вокруг аналое означает: «вечное совместное шествие по жизни, начинающееся ныне для соединенных узами брака супругами» [8, С. 278].
Иерархия в Православной семьи выглядит следующим образом: муж – жена – дети. Игумен Филарет, подробно пишет о каждом члене семьи исходя из его иерархического положения в ней.
- Главою семьи обычно считается и должен быть муж. На нем, на его трудах основывается благосостояние семьи. И семья – его первый долг. О тех, кто не заботиться о своей семье, ап. Павел говорит кратко, но достаточно вразумительно «Если кто о своих, и особенно о домашних, не печется, то отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).
- Дело воспитания детей, конечно, по – преимуществу лежит на матери. И это естественно так, как не близок так к душе и сердцу ребенка, как его мать: недаром он именно к ней бежит с криком «мама», когда его обидели. И пред матерью – великая задача: воспитать сына (или дочь) – верующего христианина, доброго, отзывчивого, трудолюбивого, полезного работника церкви и государству – воспитать и словом, и примером, и лаской, и строгостью.
- Но не меньше, чем родители, должны помнить свои обязанности и дети. Всем известна пятая заповедь Закона Божия о почитании родителей. «Дети, – писал ап. Павел, – повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» [3, С. 88 -89].
Таким образом, выглядит гармоничный семейный союз, при котором, семья становиться «Малой Церковью». При сохранении иерархии, жена должна быть замужем, как за каменной стеной, а муж – дома с женой, как в раю, в этом и состоит спасение друг через друга.
Подводя итог нужно отметить, что семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. С.С Куломзина выделяет такую особенность православной семьи как любовь: « […] православный брак – это любовь, которая лежит в основе её, семья – зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу […]»[4, С. 125].

Литература.
1. Выбор пути христианина. Брак, монастырь, монастырь в миру. [Текст]. – М. : ООО «Арина ЛТД», 1997. – 112 с
2. Земная Жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон, чтимых православною церковью, на основании Священного писания и Церковных Преданий, с изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери [Текст] / София Снессорева. – Ярославль. Верхне-Волжское книжное издательство, 1994. – С. 510.
3. Игумен Филарет. Конспект по Закону Божию // Вознесенский Н. прот. Христианская жизнь [Текст] /Игумен Филарет. – М. : 1990. – 140 с.
4. Куломзина, С.С. Наша Церковь и наши дети [Текст] /С.С. Куломзина. – М. : Паломникъ, 2002. – 285 с.
5. Молотков, С.Е. Практическая энциклопедия. Православие от А до Я [Текст] /Св. Сергей Молотков. – СПб. : САТИСЪ, 2003. – 510 с.
6. Николаев, В.Г. Ритуал [Текст] / В.Г. Николаев // Культурология XX век. Словарь. – СПб, Университетская книга, 1997. – 640 с.
7. От Любви к любви (призвание брака) Святитель Григорий Богослов, Митрополит Антоний Суружский, Иван Ильин, Сергей Аверинцев [Текст]. – Тула. : Образ, 2005. – 95 с.
8. Православие для всех [Текст] / Иеромонах Харитон (Просторов). – Кострома, 2003. – 392 с.


Карташова Л. А. Отражение православной концепции «семья – малая церковь» в символической форме (на примере таинства брака)/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном простран-стве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Вели-кий Новгород, 2008. – 409 с. С. 135-138.

Hosted by uCoz