В начало
Даниела Ковалёва ОБРАЗЫ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИКОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СЛОВАКИИ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Понятие «культура» принадлежит, с одной стороны, к научно-проблематичным, а с другой стороны – к особо часто используемым. Культура как феномен человеческого общества в течение последних лет переживает воздействие различных конъюнктурных установок.
Современное содержание этого понятия можно связать с трёмя центральными аспектами: этическим (основанном на античном понимании), историческим и экологическим.
Время доминирования этических интерпретаций культуры связывается с учениями Й. Гердера, И. Канта и Ф. Шиллера. Гердер определяет культуру как «целевое этическое понятие». Особенно данная характеристика актуальна для области культурно-политического дискурса о медиальном развитии (например, компетенции медиа, влиянии на глобальную культуру). Самым впечатляющим является понимание того, что в культурных концепциях ЮНЕСКО зарезонировала идея Гердера относительно подчёркивания разновидностей культур различных народов. Эта идея стала фундаментом современного культурно-теоретического развития научных традиций, находящих применение в научных и политико-культурных направлениях.
Конечно, можно говорить о таких важных аспектах культуры, которые актуальны и в наше время, и которых автором является И. Кант (в прошлом), а сегодня Жиль Липоветски («Эра пустоты. Размышления о настоящем индивидуализме»).
Культуру можно понимать и как стремление человека и общества преодолеть природу посредством разума так, чтобы возникло культурно-идеальное человечество с разумным политическим строем. Самым вдохновляющим является момент, когда из культуры выводится модель морали и гуманизма в развитии цивилизации.
Культура – это основа и душа общества. Она представляет собой, прежде всего, материальные и духовные ценности человека, способ и стиль человеческой жизни и взаимоотношений людей, особенности жизни народов и национальностей, уровень развития общества; информацию, накопленную в истории общества; совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций, религию, мифологию, науку, искусство, политику и т.п.
Культура – это многофункциональная система, это совокупность факторов, «производящих» личность с помощью системы ценностей. Она – господствующая система ценностей, поддерживаемых институтами общества, государства, эпохи. Общество, с помощью имеющихся у него инструментов воспитания и контроля, создаёт ту или иную систему нравственного и правового действия, обеспечивает духовное развитие и устранение возникающих социальных дисфункций.
Нравственная культура – система ценностей, направленная на формирование моральной личности, на свободу самореализации и самосовершенствования, на творческую конкуренцию «личностей-миров».

2. Роль и значение политической этики и этики средств массовой информации в утверждении «имиджа» политиков

В наше время в философских дисциплинах можно наблюдать тенденции перехода от «классического философствования» к аппликации отдельных философских дисциплин с целью решения конкретных проблем современности. Как, пример, можно вспомнить прикладную этику, как процесс развития специализированных этик, который сегодня уже не представляется случайным явлением.
Эта специализация обусловлена возникновением таких моральных проблем, которые возникают и отражаются в различных жизненных практических ситуациях. Термин «этика» здесь употребляется в новом значении: не представляя теоретическую рефлексию, а касаясь процесса нормативного мышления и конкретных областей практической деятельности. В этой области развиваются, например, такие прикладные моменты как предпринимательская этика, энвайроментальная этика (экологическая этика), полицейская этика, медицинская этика, биоэтика, компьютерная этика, политическая этика и ряд других.
Политическая этика – это этика, анализирующая область политики и управления. Чем она отличается от общей (философской) этики? Этика – это философская наука о правильном поведении, мы называем её также и «практической философией», поскольку она традиционно оценивает деятельность человека с точки зрения добра и зла. В отличие от морали, которая более близка к конкретным правилам и самой моральной практике, этика стремится найти общие и универсальные основы существования морали, пытаясь ее обосновать.
Следовательно, мораль, как ощущаемая человеческая нравственность в индивидуальном и социальном способе жизни, есть, по мнению Сутора «в определённом смысле предпосылкой хорошей политики» [5, S. 46]. Это значит, что политическая этика занимается моральными качествами акторов политики, а в более узком понимании, граждан и реальных политиков.
Эта, скажем вместе с Сутором, этика ценностей является только одной стороной «медали». В политической этике Сутор считает ведущей «этику институтов», которая касается «хороших» законов и «правильных» институтов, предопределяющих развитие человеческих сообществ.
Политическую этику можно понимать и как «практическую философию», толкующую о правильном поведении и потому применимую к области политики, причём эта философия смотрит на политику с нескольких сторон: во-первых, сосредотачиваясь на институтах – этика институтов, а во-вторых, обращаясь к людям – этика ценностей.
Важное место занимает в политике и ответственность, которая предписывает политикам думать не только о непосредственных целях, но и о возможных последствиях своих действий. Политик должен обладать как харизмой, способностью руководить, темпераментом и навыками суждения, которые помогут ему развить собственный личностный потенциал, так и, прежде всего, профессионализмом, способностью функционировать, зачастую не принимая во внимание нравственность.
Совокупно этические требованиям к личности политику сводятся к следующим:
– осознавать свою деятельность как службу гражданам;
– действовать честно, открыто, соблюдая этический принцип «фейр-плей» (fair-play);
– выступать в интересах граждан, не в своих собственных;
– сотрудничать и поддерживать общение с гражданами;
– решать проблемы в общественных, а не в партийных интересах;
– действовать и вести себя ответственно;
– быть открытым для эффективного контроля;
– ответственно распоряжается средствами граждан;
– уважать принципы демократии, гражданского и открытого общества;
– стараться согласовать права политиков и граждан [14].
Эти требования фактически очерчивают границы понятия «политическая культура», который обычно обозначает комплекс ценностей и неформальных этических правил, соблюдение которых общественность ожидает от субъектов политического процесса, независимо от их партийной, этнической или идеологической принадлежности.
Политиков, которые более или менее соответствуют этим требованиям, или стремятся к повышению указанных стандартов, мы считаем людьми с высокой политической культурой. Наоборот, в случае недостаточного соответствия выше упоминающимся стандартам, принято говорить о низкой политической культуре общества или отдельных политических деятелей.
В более профессиональном научном понимании политическая культура подразумевает комплекс устоявшихся принципов политического суждения и поведения отдельных лиц, социальных групп или целых сообществ, которые постепенно развивались и применяются в процессе решения политических задач или проблем, где немаловажную роль имеет этический аспект.
Немаловажную роль в утверждении «образов» политиков играют средства массовой информации. Можно только согласиться с мнением, что публицисты и журналисты имеют огромное влияние на политическую ситуацию, посредством создания ими позитивных или негативных «образов» политиков.
Кроме всех прочих, именно эта проблема является одной из самых актуальных тем прикладной этики, или более конкретно – этики средств массовой информации. Этика СМИ (журналистская этика, этика Интернета и др.) – это комплекс писанных и неписанных правил, которые регулируют работу журналистов, опираясь на признаваемые всеми ценностные критерии. Основные Моменты журналистской этики обычно эксплицитно приведены в этических кодексах журналистов, которые одобрены профессиональными журналистскими ассоциациями в отдельных странах.

3. Mониторинг словацких СМИ в связи с парламентскими
(декабрь 2007) и президентскими (март 2008)
выборами в Российской Федерации

В настоящее время можно утверждать, что в словацких СМИ явно не хватает информации о политическом и экономическом развитии Российской Федерации. Дискуссии о реализации реформ и экономическом развитии Российской Федерации вообще проходят только в среде словацких экспертов, причём преобладает явно критическое мнение по отношению к событиям в России. Именно эта критика публикуется в СМИ Словакии. В связи с выборами в российский парламент, можно выделить несколько пунктов, вокруг которых так или иначе «вращаются» все сообщения словацкой прессы:
1. Абсолютно не упоминается прогресс России в реализации реформ. Никак не конкретизируются успешные реформы политического или экономического характера. Скорее наоборот, и удачные реформы представляются как развитие авторитарной политической системы, нарушение прав человека и демократических свобод и т.п. (исключение составляет упоминание о достижении стабильности в России).
2. Проводится идея «связывания» представителей российского руководства с заказными убийствами или экономическим разграблением страны. Без конца пишут об многочисленных «убийствах» журналистов в России, но конкретно упоминается только одно имя – Анна Политковская).
3. Задолго до парламентских выборов писалось о возможности будущей фальсификации их результатов в пользу политической партии «Единая Россия».
4. Упоминается и о подавлении оппозиции в России. Много комментариев вызвали статьи, в которых писалось о стычках российской милиции и оппозиционеров. Абсолютно не принимался во внимание факт, что сами представители оппозиции нарушали законы и открыто призывали к восстанию против режима в России.
5. Появлялись материалы о местных связях российского президента Путина с финансово-промышленными группами.
6. Больше всего места в словацких СМИ было посвящено анализу проблематики российских СМИ в связи с их комментариями парламентских и президентских выборов. При этом, утверждалось следующее:
– большинство СМИ Российской Федерации действовало в интересах президента России и партии «Единая Россия»;
– большинство телеканалов предоставляло до 75 % времени программ и новостей руководящим структурам;
– что касается политики Путина, то характер комментариев практически во всех средствах массовой информации был только позитивным.
В контексте освещения президентских выборов, то утверждалось следующее:
– все телеканалы уделяли большую часть эфирного времени Дмитрию Медведеву, которого словацкие СМИ назвали преёмником Путина;
– характер комментариев СМИ был почти всегда позитивным для Медведева, и почти всегда негативным для Касьянова.
7. Фактом является и то, что словацкие СМИ не занимались прогнозированием результатов как парламентских, так и президентских выборов. По их мнению, результаты были давным-давно известны, а поэтому в ходе комментировании хода обеих избирательных кампаний больше внимания уделялось прогнозированию возможных сценариев внутри и внешнеполитического развития России после выборной кампании.
Таким образом, в целом можно констатировать предубеждённость словацких СМИ по отношению к политическому режиму в России, их нежелание подробно объяснять сущность конкретных российских реформ, использование фактов без учета взаимосвязанных обстоятельств, что в целом и обусловило автоматическое извращение реальных фактов.

4. Образы российских политиков в СМИ Словакии
(В.Путин, Д. Медведев)

Образ Путина:
– авторитарный; вернул в Россию «старую политическую традицию» (государство управляет обществом, а не наоборот; что хорошо для государства – автоматически «хорошо» и для общества); контролирует СМИ; он и его люди получили контроль над всем политическим пространством; концентрация власти; культ личности; русский «Рэмбо» со снайперской винтовкой, в маскхалате с обнажённой грудью, что вызывает ощущение силы; позволил людям жить лучше (исчезла нищета); сильный мировой игрок; спекулятивный прагматик; вражески настроен по отношению к Западу и особенно к Америке; «тёмный» Путин.
Образ Медведева:
– робкий; миролюбивый либерал; «самодержец или подставная фигурка»; более образованный, чем Путин; не любит рисковать; педант; марионетка в руках Путина.
К написанному выше, в качестве иллюстрации, можно привести и слова бывшего президента Чехии В. Гавела: «Эра президента Путина принесла новый тип диктатуры, опасный уже благодаря тому, что он не так заметен. Удивительно, как в нём связывается воедино самое отвратительное из коммунизма и капитализма» [6, S. 34-35].
Литература.
1. Fobelová, D. Tri rozmery kultúry [Text ] / D.Fobelová. – Bratislava : Iris, 2004.
2. Fobel, P. Súčasný diskurz v aplikovanej etike (Úvodné poznámky k teórií aplikovaných etík) [Text] / P.Fobel // Fobelova, D. (ed): Aplikované etiky v kontextoch súčasnosti. – Banská Bystrica : Univerzita Mateja Bela v Banskej Bystrici Fakulta Humanitných vied Katedra etiky a aplikovanej etiky, 2005
3. Weber, M. Politika jako povolání [Text] / M.Weber // Weber, M. Metodologie, sociologie a politika. – Praha : Oikoyment, 1998
4. Miller, D. Balckwellova encyklopedie politického myšlení [Text] / D. Miller, ed. – Brno : Barrister a Principal, 2003.
5. Sutor, B. Politická etika [Text] / B.Sutor. – Praha : Edícia Cirkev a spoločnosť, 1999
6. Havel, V. V Rusku sú úspešní politici, ktorí vyvolávajú pocit ohrozenia [Text] / V.Havel // SME. – 22.03.2008.
7. Šebej, F. Prichádza Medvedev [Text] / F.Šebej // Týždeň. – 11/2008. – 10.03.2008. – S. 14-18.
8. Rusi zvolili nástupcu Putina [Text] // Pravda. – 2008. – 3.3. – S. 3.
9. Toda, M. Putinov plán prebehne hladko. Až príliš [Text] / M.Toda // SME. – 20081. – 3.– S. 9.
10. Drábek, I. Putmedev vyhral, musí sa rozhodnúť ako bude vládnuť [Text] / I.Drábek // Pravda. – 2008. – 4.3. – S. 10.
11. Prochádzková, P.: Hlavný bod programu: podobať sa Putinovi [Text] /. In: SME, 1.3.2008, s. 24
12. Mikunda, V. Etika slovenského žurnalizmu [Электронный ресурс] / V. Mikunda. – Режим доступа: http://www.noveslovo.sk/archiv/2001-15/otrendoch.html
13. Merva, R. Politická kultúra a iné oxymorony [Электронный ресурс] / R.Merva. – Режим доступа: http://www.etrend.sk/generate_page.php?page_id=119327
14. Desatoro čestného, odborného a zodpovedného politika/-čky [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volby.fair-play.sk/vyzva2.php.
15. Ďurčík, V. Záujmové skupiny a ich úloha v politickom systéme Slovenska [Text] / V.Ďurčík // Zborník vedeckých prác. Politický systém Slovenskej republiky (stav – kontexty – perspektíva). – Prešov, 1996. – S. 174-176.


Ковалёва Д. Образы российских политиков в средствах массовой информации Словакии: этический аспект/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном простран-стве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Вели-кий Новгород, 2008. – 409 с. С. 138-143.

Hosted by uCoz