В начало
Асанова С. А. Возрождение традиционных обрядов в современном Казахстане

Современный Казахстан переживает период национального возрождения. Процесс национально-культурного возрождения означает смену культурной парадигмы. Пересмотр прежних концепций, возвращение забытых или запрещенных имен – характерные черты культурной жизни современного Казахстана. За десятилетие независимости было по существу положено начало созданию новой казахской истории. Однако «свобода слова» стала тяжелым испытанием для казахских историков. Впервые, за последнее столетие писать и печататься может каждый, было бы желание и материальные возможности. В этой ситуации на нас просто обрушился поток исторических сочинений разного уровня и качества исполнения. Анализ и критика данной историографии отдельный вопрос. Здесь хотелось бы только отметить, что обилие исторических сочинений, написанных как профессионалами, так и непрофессионалами является ярким и убедительным доказательством всенародного интереса к своей собственной истории. Сегодня в Казахстане казахской историей интересуются все казахи.
Безусловно, здесь мы не избежали, да и не могли избежать мифологизации и приукрашивания своего исторического прошлого. Подобное состояние исторического знания в период национально-культурного возрождения неизбежно и вполне оправдано, поскольку происходит процесс «возрождения реабилитируемого прошлого, как правило, приобретающего сходство с золотым веком» [3, C. 224]. Но в целом этот процесс не вызывает опасения поскольку подобного рода работы подвергаются резкой критике как внутри страны, так и за рубежом. Особенно в России, где сегодня живет достаточное число профессиональных историков, наших бывших соотечественников которым не безразлично состояние и развитие исторической науки в Казахстане. Их заинтересованность во многом связана с тем, что они знают предмет «изнутри», поскольку многие их них писали и создавали казахскую историю в советское время.
Основная тенденция в развитии исторической науки в современном Казахстане – это освобождение от груза советской концепции. В первые годы Независимости здесь во многом преобладал принцип – «плюс на минус», «черное на белое». К примеру, если в прежние времена казахская элита характеризовалась всегда негативно, теперь имеет место идеализация казахских ханов и султанов. Все они предстают перед нами как великие люди, радетели за интересы и нужды народа. Особенно наглядно этот процесс проявился в оценке личности Жангир-хана. В 2001 году праздновался юбилей – 200-летие образования Букеевского ханства. В многочисленных публикациях и специальных исследованиях Жангир-хан представлен как выдающийся реформатор и защитник народа, что не во всем соответствует реальности. Как известно, истина всегда находится где-то посередине.
Процесс национального возрождения сопровождается не только повышенным интересом в казахской истории, но и возрождением собственных традиций и обрядов. Возрождение казахских традиций воспринимается сегодня в Казахстане как восстановление исторической преемственности. Для казахского народа это очень сложная и во многом болезненная проблема, поскольку речь идет о восстановлении утраченной традиции. Современные казахи – это уже давно не скотоводы-кочевники. Кроме того, имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого». Однако казахи и тогда, и сегодня с завидным постоянством и упорством сохраняли осколки прежнего образа жизни. Здесь особое место принадлежит родовому сознанию. Род, родовое деление это – идеология казахского народа. Это уникальное явление возникло в глубокой древности и часто отожествлялось с первобытностью, тем не менее, родовое деление существует в этнографической современности. Этот «вечный больной» приспосабливается к самым разным социальным и политическим ситуациям, каждый раз, воспроизводя себя не столько как жесткую структуру, сколько в качестве фона для всех остальных институтов народной культуры» [2, C. 9]. Несмотря на широкую кампанию искоренения трайбализма и «жузовщины», как они именовались в советской пропагандисткой литературе, родовое сознание казахского народа продолжало сохраняться на протяжении веков. Оно долгое время не имело однозначной оценки в среде самих казахских интеллектуалов. Одни видели в нем угрозу национальному единству, другие рассматривали знание «жеты ата» (семи предков), как явление национальной культуры, проявление казахской ментальности. Все точки «над и» поставил Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей книге «В потоке истории». Он особо остановился на роли и значении родового сознания в культурной жизни современного Казахстана « [...] принцип "жеты ата", институт родственных связей ненавязчиво и глубоко задавали каждому казаху и всему народу сильнейший инструмент духовного единения. Принцип "семи колен", хотя и совсем прост, был могучим определяющим ядром, сердцем этнической целостности на основе семейно-родственной любви. Казахский народ как этнокультурная общность сохранился именно благодаря своей этноколлективной памяти, сохраненной в родовом делении» [1, C. 47]. Подтверждением восстановления родового сознания в современном Казахстане является в частности публикация разного типа родословных (шежире), посвященных как всему казахскому народу, так и отдельным племенам и родам и даже отдельным семьям. «Шежире» – трактуется в казахстанской историографии как особая форма исторической памяти народа посвященных истории так называемая «степная устная историография».
Фактом, подтверждающим сохранение родового сознания казахов – это современная практика создания родовых кладбищ. К примеру, в Джамбульской области в настоящее время существуют несколько отдельных кладбищ, захоронения на которых производится по родовой, жузовой принадлежности. Отдельное погребение членов родов Младшего, Старшего и Среднего жузов.
В бытовой жизни наиболее прочно сохранившимся традиционным обрядом является «согым» (зимняя заготовка мяса, как правило, конины). Необходимо отметить, что «согым» требует значительных материальных затрат (хорошо откормленная лошадь стоит от 1000 до 2000 долларов). Тем не менее, большинство казахских семей не только в сельской местности, но и в городах придерживаются этого обряда. Безусловно, не все могут позволить себе купить лошадь целиком, поэтому практикуется покупка в складчину или же половины и даже четверти лошади. Начало «согыма» совпадает с началом первых зимних холодов и сопровождается обязательным приглашением родственников и друзей. Причем, разные части лошади подаются в разные дни и имеют различное ценностное и ритуальное значение. Приглашение на «согым» требует обязательного ответного приглашения, поэтому всю холодную, длинную казахстанскую зиму казахи ходят друг другу в гости в гости и едят мясо. Некоторые бедные, но предприимчивые семьи поступают следующим образом. Они разово закупают конину на базаре, приглашают гостей, а затем в течение длительного времени ходят поочередно ко всем приглашенным. Таким образом, возрождение традиций во всех сферах жизни – характерная черта современного Казахстана. Отношение к традициям так же претерпели значительные изменения. В конце двадцатого века наиболее четко проявились отрицательные последствия модернизации. Поэтому традиционная дихотомия между «традиционным» и «современным» уступила место пониманию того, что чем сильнее разрушаются традиции и традиционные устои общества тем, больше степень дезорганизации и хаоса, а не утверждение современного образа жизни. Существует много примеров вполне успешной модернизации, предпринимаемой под традиционной культурно-смысловой оболочкой. Это означает, что устойчивое функционирование современного общества в большей степени зависит от наличия соответствующих традиций от их успешного воспроизводства и включения в современную систему.

Литература.
1. Назарбаев, Н. В потоке истории [Текст] / Н. Назарбаев. – Алматы, 1999.
2. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири [Текст]. – Новосибрск, 1990.
2. Шилз, Э. О содержании термина "традиция" [Текст] / Э. Шилз // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – М., 1999.


Асанова С. А. Возрождение традиционных обрядов в современном Казахстане/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 16-19.

Hosted by uCoz