В начало
Игорь Ланцев САКРАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ НАУКИ КАК ФОРМА РИТУАЛЬНОГО УПОРЯДОЧИВАНИЯ МИРА

В генезисе человеческого сознания, согласно Гегелю, можно усмотреть четыре типа мышления и сознания, сменявшие друг друга, – мифологический, религиозный, научный и философский. Эти формы позволяют осознать непрерывную эволюцию творческого духа человечества и сущность процесса восхождения к воссозданию и осмыслению образа Мира.
Современная наука заполняет место религии и мифологии, «сокрытое» в глубине бессознательного, «загоняя» их во все более глубокие пласты психики человека. Достижения человеческого духа и мысли сосредоточены внутри сакрально-когнитивных комплексов (А. П. Огурцов), состоящих из некоторого сакрального ядра, подчиняющего себе все остальные элементы и пронизывающего их, и периферии (ядро – ритуал, периферия – знание). Вера в трансцендентное, религия как жизнь в сверхчувственном составляют центр, на периферии рациональное и эмпирическое знание. Ритуал представляет собой способ приобщения к мифологическому бытию. Ритуально-символические процедуры – это совокупность физических, речевых и ментальных актов (действия, песнопения, формулы, когнитивные акты (направленность мышления и воображения)). Ритуал можно определить как магическое действо, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.
Понятие ритуала применимо везде, где существуют какие-либо предписания, ограничения на свободу действий или господствуют сложившиеся стереотипы. Ритуал как традиционно выработанный метод управления и социального воспитания играет важную роль в обществе. Сакрально-когнитивные комплексы ориентированы на традицию, которая является формой преемственности между культурами разных поколений и способом организации культуры нынешнего поколения, ее норм и ценностей. Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство сакрализованного порядка вещей, являются социокультурным каркасом науки и религии. Научные ритуалы, формируя научную картину мира, оказывают информационное воздействие на массовое и корпоративное сознание. Функция их – объяснение мира, поиск способов обоснования норм научной деятельности.
Известно, что формой функционирования религии является ритуал (совместная деятельность); аксессуарами религии – предметы культовых действий; языком общения – специальная терминология; письмом – знаки передачи специальной информации. В науке также существуют ритуалы как совокупность и порядок некоторых стандартных «обрядовых» действий. Например, эксперимент (с «божественным» правом оракула) и теоретическое обоснование, напоминающее магические заклинания. В науке существуют «инициации» – научные доклады, защиты; аксессуары – научное оборудование; язык науки – математика; письмо – формулы, чертежи, схемы.
Уровень массовой науки (религии) базируется на «заповедях» как способе формирования массового сознания на корпоративном уровне. (Выполняй и не задумывайся). Члены научного сообщества работают, не касаясь глубоко проблем самой науки. Научное сообщество строится по клановым иерархическим принципам, что ведет к замкнутости, которая, в частности, проявляется в парадигматическом контроле (официальном и коллективном) за соблюдением внешних признаков и норм научности и в ритуализации этого процесса. Часто «полностью подтверждённые» научные знания субъективно переводятся из разряда проблематичных в разряд непогрешимых – в сферу поверхностных ритуальных верований. Профессиональная научная деятельность становится канонизированной, определяемой готовыми внешними рецептами, усложняющимися правилами и условностями. Вне этих правил поиск истины объявляется незаконным, а результаты подвергаются сомнению или отвергаются. Соблюдение норм порой важнее достижения цели, а «правильная» организация поиска истины важнее самой истины. Так происходит подавление индивидуальности в угоду доминирующей традиции. В «массовой» науке, где все поставлено на поток, теряются ее личностные основы. Процесс ритуализации науки сопровождается явлениями бюрократизации, узкой специализации, ведущими к поверхностным знаниям, потере целостного смысла познания.
Эти процессы аналогичны построению религиозной иерархии с ее обрядами, ритуалами, канонами. Корпоративный ритуал не только один из элементов языка науки, но один из способов формирования научных сообществ, с помощью которого, как средства унификации, штамповки, воспроизводится некое поверхностное единство, порой переходящее в преследование всех инакомыслящих.
Уровень элитарной науки основан на «философии» науки. Элита – избранная часть сообщества, имеющая в науке более высокий статус, обладающая интеллектуальным превосходством над «массой». На этом уровне разъясняются отдельные положения науки, даются практические наставления. Элита привносит в общество научное мышление, создает доктринальные положения, общие теории и концепции, формирует научные и образовательные парадигмы. Базовым принципом этого уровня является когнитивная вера в существование какого-то конечного «перечня» фундаментальных законов природы, из которого выводятся все остальные утверждения науки, и вера, что такой перечень может быть установлен и сформулирован, что так называемые законы природы суть объяснения природных явлений. Научные теории влияют на интерпретацию опытных данных так же, как религиозные верования влияют на опыт и интерпретацию традиционных преданий и обрядов. Парадигмы устойчивы к изменениям, и если парадигма все-таки изменяется, то вместе с ней изменяется и совокупность понятийных и методологических допущений.
Для «мягкого» управления научным сообществом используются так называемые «научные религии». Кредо («символ веры») «религии сциентизма» можно выразить совокупностью мифов.
1. Только научное знание является истинным и объективным. Будучи квантитативным и формализованным, оно оказывается универсальным, повторяемым в лабораторных экспериментах и инвариантным во все времена и во всех культурах.
2. Объект научного познания может быть выражен в количественных параметрах и лабораторном эксперименте.
3. Мечта науки – построение «механической», «формализуемой» или «аналитической» природы, редукция сложных процессов к физико-химическим процессам.
4. Только мнение экспертов-технократов существенно, поэтому абсолютизация роли экспертов – абсолютизация роли технократии. Только эксперты обладают знанием, необходимым для принятия решений.
5. Наука и технология, основанная на научных исследованиях, способны решить все проблемы человечества.
Такой священный «сакральный» объект как наука изолирован в какой-то мере и возвышен по отношению к социальной реальности. Процесс формирования идеологии от науки отвечает свойству массового сознания в потребности направляющей силы, высшей идеи, воплощающей коллективные цели и устремления общества. Именно такая система научных идеалов и ценностей, предоставленная массовому сознанию, «разрешает» или «способна» разрешить актуальные проблемы науки. Науковерие как поверхностная «религиозность» ведет к идолопоклонству, зомбированию внешним знанием.
Главной задачей познания традиционная наука считает открытие законов, управляющих Вселенной. Перед законами природы останавливаются, как перед чем-то неприкосновенным, – словно древние перед Богом и Судьбой, поскольку представления о божественном вечном законе оказали большое влияние на западную философию и науку. Так, Декарт писал о законах, которые Бог вложил в природу, а Ньютон полагал высшей целью своей научной работы сбор доказательств существования «законов, предписанных природе Богом».
Интерактивные ритуалы создают сакральные объекты науки: научную истину и др. В ходе ритуалов (например, научный семинар, съезд) ученые конструируют объекты, которыми они занимаются, и на которых сосредоточено их внимание. Соблюдение норм имеет бюрократизированный и ритуализированный характер и играет важную роль в учреждении социальной научности. К ритуальным признакам научной среды относится и эффект непонятности, энигматичности текстов. Непонятность воспринимается как ритуал. Понимать специальный научный язык может только элита.
Каждая наука (религия) – является переводом с природного (божеского) «несказуемого» языка на человеческий язык. Переводы различаются. Язык, обучение заставляют все время дробить мир, логически связывая его части. Научные знания не отражают действительность, а интерпретируют ее. Препарируя реальность, они создают некий образ мира, который принимается за саму реальность.
Человеку важно научиться сохранять чувство единства мира не по подсказке, а через собственное познание, не повторяя готовые «истины», самому видеть и слышать их. Чтобы перейти на этот уровень понимания, нужно превратить свой главный измеряющий инструмент – сознание или мышление – в новый «измерительный прибор». Для этого требуется не развитие науки, а изменение самих ученых, чтобы они смогли работать на новых гностических основаниях. В противовес научной культуре, основанной на рациональности, выдвигается идея «контркультуры», базирующейся на гнозисе – глубинном знании, которое обретается не в результате аналитических или синтетических процедур, а коренится в личном экзистенциально-религиозном опыте, а по сути дела занимается проблемами спасения личности.
Глубинная суть науки открывается «посвященным». Нормы можно стремиться выполнять, философию науки изучать. Личностный опыт познания не поддается вербальному, логическому выражению средствами того «рефлексивного» мышления, в рамках которого преимущественно шло становление науки. Он фиксирует особый вертикальный разрез человеческого сознания, в котором наряду со способностями к чувственному восприятию и рациональному осмыслению проявляются особые сверх разумные способности. Это интуиция, «озарение», вера, ощущение свободы и так далее, которые поднимаются из глубин души в момент слияния с неким сокровенным высшим началом. Внутреннюю суть можно только почувствовать. Для этого необходим переход от преимущественно логического к интуитивному восприятию. Главная задача – перестройка человеческого сознания, мышления, поворот их внутрь себя. Психологические исследования «патологических» состояний сознания показали, что они обладают высокой познавательной ценностью. Для перехода в глубину «запредельного» необходимо совершить самоотрицание. Отменяются все старые постулаты и идеи, принципы измерения и мышления, авторитеты, накопленный багаж знаний. Действует закон – все или ничего.
По утверждению А. Д. Сахарова, не представить Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным. Глубокое «религиозное» чувство противоречит увлечению внешним. Это путь бесконечного поворота внутрь, туда, где никогда нет готовых ответов, нет правил.
Это своего рода возврат к мировоззрению И. Ньютона и других творцов науки прошлого («следовать мыслью за мыслями Бога»). Эйнштейн не мог «найти выражения для обозначения веры в рациональную природу реальности» лучше, чем «религия».
Созерцание мира – ощущение себя частью целого Мира, открытой к нему. (Не стать океаном, но ощутить себя его каплей). Древо едино, хотя у него множество корней, ветвей, листьев. Найти это внутреннее всеединство и есть главная задача науки высокого уровня понимания и чувства.
В чистом виде сами по себе ни научный, ни религиозный методы познания не могут создать истинной картины мира. Вера и разум подобны двум крыльям, на которых дух человеческий возносится к созерцанию истины.



Ланцев И. А. Сакрально-когнитивные комплексы науки как форма ритуального упорядочивания мира/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 170-174.

Hosted by uCoz