В начало
Светлана Левикова НЕФОРМАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК СВОЕОБРАЗНЫЙ СПОСОБ РИТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МИФОЛОГИЗИРОВАННОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Такие слова, как «миф», «ритуал», произнесенные в суматохе современной жизни, кажется, возвращают нас назад в прошлое, преимущественно к легендарным героям Древней Греции, о которых поведал Н.А. Кун, или в умиротворенность религиозных храмов, где все до предела ритуализировано. И некогда нам, сегодняшним людям, даже задуматься о том, что, в сущности, вся наша современная жизнь окутана мифами, которые с легкой руки Ж. Бодрияра с некоторых пор стали называться симулякрами, а ритуалы, отработанные веками, как светские, так и религиозные, мы не только соблюдаем, но и с большим или меньшим успехом создаем сами, или же так или иначе участвуем в их создании. Такой ритуализацией части собственного повседневного жизненного пространства заняты и молодые люди в неформальных молодежных объединениях. Именно части, поскольку речь пойдет речь пойдет не обо всей жизни молодых людей, принадлежащих к неформальным молодежным субкультурам , а лишь о том времени, которое они проводят в своих объединениях; тех же молодых людей, кто там просто «живут» крайне мало и они скорее составляют исключение, нежели общее правило. Но прежде чем перейти к этому рассмотрению, я хотела бы вкратце остановиться на том, что такое ритуал и миф, и какие роли и функции они выполняют в жизни людей и их объединения – социума.
Слово «ритуал» образовано от санскритского «рита», что в переводе означает порядок обновления и возвращения, замкнутое круговращение. Из Индии слово пришло в Европу, где появилось латинское «ritus», имевшее следующие значения: религиозный обряд, церемония богослужения; принятый порядок, установленная норма, обычай; то, как и когда надо. Поскольку я не собираюсь здесь затрагивать религиозные ритуалы, хотя для неформальной молодежной субкультуры это более чем актуальная тема, а остановлюсь лишь на ритуалах повседневности, то из сказанного могу сделать вывод, что ритуал – это выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо, некие повторяющиеся действия, организующие повседневное бытие человека.
Если обратиться к истории человечества, то окажется, что, насколько мы можем судить из имеющихся и доступных нам источников, ритуалы возникли на заре человечества, то есть на стадии первобытнообщинного строя, когда люди только начали становиться людьми не в биологическом понимании этого слова. Именно тогда первобытные люди стали ритуализировать то, что их более всего трогало, и то, что им было наиболее ценно. То есть если те или иные действия были полезны и ценны для рода, то они выделялись и становились обязательными для исполнения. Таким образом, ценности закреплялись, фиксировались посредством многократного обязательного повторения, то есть посредством ритуала. В результате через ритуал преподносились образцы и правила организации жизни, определялась иерархия ценностей, устанавливались и воспроизводились различные связи, игравшие важную роль для жизни.
Ритуал первобытных людей был вплетен в повседневный быт и трудовую деятельность. В отличие от более поздних ритуалов, превратившихся в нечто абстрактное, внешнее, самодовлеющее, архаический ритуал был естественен и органичен. Практически всё общественное бытие архаического человека ритуализировалось. Для него ритуальные действия были подчинены социальным правилам, совместны, упорядочены, совершались в определенной последовательности. Таким образом, ритуал превращался в нормативный образ действий, взаимодействие, признанное правильным и обязательным. Участие в ритуальных действиях включало человека в сообщество и формировало его способности, что делало ритуал главной сферой реализации социальных функций первобытного коллектива. Участвуя в совместных ритуальных действиях, индивид подтверждал свой статус человека «рода», полезного, имеющего потребность действовать сообща в интересах рода.
Со вступлением в эпоху патриархата возник ритуал жертвоприношения (ритуального убийства) богам. Как правило, жертвовали лучшее: самых красивых девушек, юношей, собственных детей и т.п., поскольку считали, что божествам-идолам необходима человеческая кровь и боги станут тем милостивее, чем тяжелее будет утрата для жертвователей. Ведь от этих жертв зависело и плодородие, и выпадение дождей, и жизненная сила и многое другое.
Таким образом, на более поздних этапах исторического развития в ритуале переплелись идеи деяния и творения с идеей жертвоприношения, то есть делания жертвы. В итоге представления о ритуале, жертвоприношении и деле в сознании людей слились воедино. Жертвоприношение превратилось в синоним действия по принесению жертвы и социально-нравственного долга. Жертвенная идея, воплощенная в жертвоприношениях, была связана с чувством благодарности, доброжелательности, почтения и уважения, с праздничными переживаниями, с серьезной ответственностью, пониманием ценностного смысла жертвы, с надеждой, что в ответ на жертву ты получишь нечто желаемое.
С течением времени ритуалы проделали путь от организации бытовой жизни через религиозный обряд (церемонии богослужения) до морального пути самосовершенствования. Так, например, в Китае ритуал (ли) вначале затрагивал лишь бытовую повседневную жизнь, потом распространился на поклонение духам, божествам и предкам, а затем стал означать путь самосовершенствования и путь управления людьми. Ли включал церемонии (общение) и нормы (поведение), и означал одновременно и внутреннее моральное качество человека, и налагаемое извне социальное обязательство.
Если в первобытном обществе ритуалом была пронизана вся повседневная жизнь, и он был предельно конкретным, то со временем ритуальные действия сохранялись, а их смысл затушевывался, превратив сам ритуал в сложное символическое поведение, отражающее жизненные абсолюты, не лежащие на поверхности.
Несмотря на то, что в настоящее время мы не очень задумываемся над многими собственными повседневными действиями и не выделяем среди них ритуальные, последние пронизывают всю нашу повседневность не менее, чем пронизывали жизнь первобытных людей. Однако в отличие от первобытных, жизнь современных людей существенно отличается, в том числе, и тем огромным потоком всевозможной информации, который просто захлестывает их. Причем масса источников информации – от простых разговоров на улице, уроков учителей и преподавателей, книг до средств массовой информации (газет, журналов, радио, телевидения) и Интернета – создает мощную разноречивую полифонию, какофонию, разобраться в которой мало кому представляется возможным. Поскольку полностью отключиться от потока информации просто нереально, то учесть большинства людей – принимать преподносимое за действительное. Однако где гарантия, что принимаемая людьми информация адекватно отражает реальные события и факты? Ее нет. Но есть подозрение или даже уверенность, что большая часть получаемой информации – откровенный вымысел или, иными словами, фантастическое отражение действительности, то есть миф. С той лишь разницей, что древние и первобытные люди жили в единой мифологической системе, а современные люди разрываются на части как между различными противоречащими одна другой мифологическими системами, так и между отдельными внесистемными мифами, периодически подбрасываемыми им средствами массовой информации.
Если древний человек был, согласно имеющимся у нас научных и исследовательских источников, очень органичен во всем и, чувствуя себя частичкой природы, но одновременно выделяясь из нее, удерживал связь с ней, в том числе, и через мифологическое описание ее, а также ритуализирование своего естественного повседневного бытия, то современный человек уже не может жить этой бытийной моделью. И причин тому великое множество. В ряду таких причин не последнее место занимает то, что современные жители городов, практически, удалились от природы в мир камня, стекла, бетона, техники и электроники, а также офисов, заводов, фабрик, подземок и т.д., которые уже существуют по иным, нежели природные, законам. В таком разорванном мире и мифология будет разорванной, да и описывать и объяснять она будет вовсе не природу, а события, да звезды, но не те, что на небе, а искусственные, те, что в политике, шоу-бизнесе, моде и т.п. При этом на первый план в мифологии опять выйдет природа, но с серьезным креном в биологию этих звезд.
Как быть обычным рядовым людям в создавшейся ситуации? Безусловно, каждый решает сам. Часть людей предпочитает убежать в семью, конечно, если таковая имеется, и максимально отключиться от происходящего; часть начинает верить всему и влачит свое существование в разорванности сознания; большая же часть старается выбрать собственную нишу в мифологии или отключиться от противоречивой данности, переключившись на бесконечный смех, в изобилии поставляемый юмористическими передачами, делающими акцент, на «естественности», природности или, вернее, биологичности примитивного бытия. Таков выбор большинства взрослых. А как дело обстоит с молодыми?
Отличие молодых от взрослых не только возрастное, но и, если так можно выразиться, качественное. Причем это «качество» предполагает различные аспекты: и обладание определенными навыками и умениями (профессией), и способность брать на себя ответственность за содеянное, и определенность в выборе жизненного пути, и энергичность, и живость реакции, и зрелость души и многое другое. Кроме того, период молодости у людей часто сопровождается социальным негативизмом, который выражается в том, что видя уже готовые модели и сценарии поведения, молодой человек внутренне противится им и стремится наработать собственные, отличающиеся от предлагаемых ему взрослыми. В результате, оказавшись в ситуации выбора, в том числе и выбора мифологий, некоторые молодые люди предпочитает создание новых, собственных, или присоединение к тем, которые уже созданы их сверстниками в рамках неформальных молодежных субкультур.
О том, что практически ни одна неформальная молодежная субкультура не обходится без собственной мифологии, которые в ее представлении выступают либо в форме мировоззрения, либо в форме идеологии и т.п., я уже не раз писала, в том числе и в монографиях [1, С. 2]. Здесь же повторюсь, что без определенной системы идей и взглядов на мир, которые очень часто на деле оказываются наивным, а чаще всего фантастическим отражением действительности, игнорирующем ее реалии (как, например, у хиппи идея мира на всей планете, безусловно, очень притягательна и симпатична, но на деле пока мало реализуема; или как у растаманов идея возвращения всех чернокожих в Эфиопию и т.п.), то есть мифом или мифологией как системы, комплекса подобных взаимосвязанных мифов, не существует ни одна неформальная молодежная субкультура. А потому, неформально организовавшись, часть молодых людей, не желающих делать свой выбор в рамках предлагаемых им обществом систем мифологий или их различных комбинаций, начинает создавать собственную систему идей, ценностей, взглядов на мир как окружающую действительность «для себя», то есть для круга единомышленников, равных по возрасту, статусу и положению в обществе. Эта мифология, раз возникнув, с течением времени будет и добавляться, а также претерпевать естественные изменения. Незыблемым же останется лишь то, что она будет, и если неформальная молодежная субкультура не канет в лету, когда «вырастет» поколение, создавшее ее, то эта мифология будет передаваться по традиции последующим поколениям молодых, желающих ее принять и разделить.
Однако для бытия неформальной молодежной субкультуры одной лишь мифологии недостаточно. Мифология должна дополниться ритуалами, которые, как у первобытных людей, закрепили бы то, что более всего трогает молодых людей, и то, что им наиболее ценно. То есть если имеются те или иные действия, которые полезны и ценны для неформальной молодежной субкультуры, то их необходимо выделить и сделать обязательными для исполнения. В результате в неформальной молодежной субкультуре закрепляются и фиксируются посредством многократного обязательного повторения, то есть ритуала, необходимые ценности. Молодым же людям посредством ритуала преподносятся образцы и правила организации жизни, а также определяется иерархия ценностей. Участие же в ритуальных действиях молодых людей включает их в сообщество неформалов и формирует у них необходимые способности. И как в первобытном обществе, участвуя в совместных ритуальных действиях, молодые люди подтверждают свой статус человека неформальной молодежной субкультуры или объединения, то есть полезного, имеющего потребность действовать сообща в интересах этой субкультуры и этого объединения.
А как насчет жертвоприношений в рамках неформальных молодежных субкультур? Безусловно, в данном случае можно говорить лишь о жертвах в переносном смысле этого слова. Чаще всего жертва – это в первую очередь то время, которое молодые люди проводят в рамках неформальной молодежной субкультуры. Но жертва ли это? С точки зрения родителей – да. С точки зрения молодых людей – нет. Да, они проводят много времени в рамках выбранного ими неформального молодежного объединения. Но они тратят собственное время не впустую [см. 1]. К сожалению, этого не видят и чаще всего не замечают их родители.
Выше говорилось о том, что исторически ритуалы проделали путь от организации бытовой жизни через религиозный обряд (церемонии богослужения) до морального пути самосовершенствования. Практически тот же путь проделывает ритуал в рамках неформальной молодежной субкультуры. Так, придя в неформальное молодежное объединение и приняв его неформальную молодежную субкультуру, молодой человек вначале посредством выработанного и существующего там ритуала организует собственную повседневную жизнь, затем проходит через этап близкий по сути к поклонению и обожествлению происходящего в неформальной молодежной субкультуре, и, наконец, приходит к тому, что для того, чтобы жить среди людей, необходимо моральное совершенствование.
Итак, миф и ритуал – два социальных феномена, которые взаимно дополняют друг друга и играют очень важную роль в общественной жизни. Несмотря на то, что оба эти феномены прошли очень длительный путь развития, сегодня они сохранили и свою сущность, и роль, и значение. При этом в настоящее время неформальная молодежная субкультура превратилась в своеобразный способ ритуализации повседневности современной молодых людей. Безусловно, далеко не все молодые люди проходят через неформальные молодежные субкультуры как инстанции социализации [2], однако тех, кто проходят через них не минуют ни их мифология, ни ритуалы. Те же молодые люди, которые минуют стадию неформальной молодежной субкультуры как ступени социализации, тем не менее, приобщаются к социальным мифам и ритуалам, но несколько иным, чем их неформальные сверстники.

Литература.
1. Левикова, С.И. Молодежная культура [Текст] / С.И. Левикова ; 3-е издание. – М., 2007. – 360 с.
2. Левикова, С.И. Молодежная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. – М., 2004. – 608 с.


Левикова С. И. Неформальная молодежная субкультура как своеобразный способ ритуализации современной мифологизированной повседневности/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространств

Hosted by uCoz