В начало
Наталья Логинова СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ТРАДИЦИОННОСТИ В КУЛЬТУРЕ

С древних времен человек пытался отражать свое видение и понимание мира через различные доступные только ему формы. Разнообразие творческих способностей человека запечатлевались тысячелетиями и сегодня составляют его культурные достояния.
Древний человек связывал свой творческий порыв, свое искусство с религиозными представлениями. Религия и искусство две важнейшие сферы культуры всего человечества. На протяжении многотысячелетней истории мира и человека в нем, искусство и религия шли рядом, возникали и существовали в одних и тех же формах, дополняя друг друга. Конечно, в ранние времена эта связь была очень прочной и неразрывной; во времена нового времени эта связь не была столь прочной. Но даже и с конца XVI века устойчивое сотрудничество религии и искусства не прекращалось. Это обусловлено многовековыми традициями и привычками. Настоящее искусство выражает взгляд на человека и окружающий его мир в вечности и всеобщности. Ядром любого произведения искусства, независимо от времени и пространства его создания, является духовность. Духовность – главная составляющая религии. И все религии содержат в своем арсенале формы и жанры искусства.
Большую часть своей истории искусство существовало в рамках той традиции и ритуала, которые устанавливала религия. И лишь после секуляризации ( в эпоху западноевропейского Возрождения) начался процесс отхода искусства от строгих религиозных канонов.
В России этот процесс происходит только в XVII веке. Первые светские романы и повести ( например, «Житие протопопа Аввакума») еще были связаны с религиозным каноном. Во многих странах Востока (исламского и буддийского) искусство и сегодня продолжает развиваться в религиозных формах. Правда, после XVII века уже с полной уверенностью можно говорить о возникновении двух относительно самостоятельных форм существования культуры.
Одна из этих форм – религия – сохранила тесную связь с традиционными искусствами, опирающимися на тысячелетнюю память предков. Друга – светская форма, – соответственно, сохранила тенденцию к модернизации, обновлению содержания, художественных форм. Однако и обновленное светское искусство сохранило связь с искусством религиозным в своих символах, образах, темах, сюжетах, и мотивах.
Так на Западе, несмотря на внешнее отделение искусства XIX-XX веков от христианства, именно христианство следует признать одним из самых важных источников характерного для западного искусства нравственного идеала. Из этого источника черпали свои силы писатели и художники, композиторы и мыслители.
Русская культура тоже никогда не порывала связь с христианскими истоками, питаясь ими, несла обществу огромные нравственные силы, помогая тем, кому не доступен был язык чисто религиозных проповедей.
Конечно же, степень духовности произведений искусства может быть разно, независимо от меры их религиозного насыщения. Образ Мадонны, если он исполнен формально или бездарно, лишается художественной силы и подлинной духовности.
Конечно были времена когда религия ограничивала разными запретами искусство, заставляла человека ограничивать себя в своем видении и восприятии мира. Например, запрет на изображения обычного земного телесного человека, который существовал в русской живописи до конца XVI века. Сегодня существует запрет на инструментальную музыку в православном храме и т.д. Через эти запреты происходит становление культуры. Вся история культуры это введение новых запретов. Само существование культуры невозможно без разделения и запретов. Так, в процессе историко-культурного развития исчезает синкретизм мифа; из мифа произрастает разделенное тело культуры. Становление национальной традиции – это также процесс разъединения ее с традициями других культур. Развитие религий – это процесс их отделения от еретических учений, т.е. введение все новых и новых запретов. Развитие системы наук и научных теорий – тоже можно рассматривать как процесс их отделения друг от друга, связанный с преодолением традиционных запретов на какие-то правила и действия.
Наиболее древние, архаичные тексты, которые могут быть рассмотренных как древние художественные произведения, излагают табу – систему запретов. Связь искусства с системой определенных запретов стала одним из его важнейших признаков. Рассматривая любую сказку или фольклорное произведение можно обнаружить сложившиеся в систему «табу». В противоположность запретам в тех же сказках есть и разрешающие моменты. Таким образом, все виды искусства развивались благодаря формировавшимся веками правилам, что можно, что нельзя. Исходя из этого формировалось мировоззрение человека, его представление о добре и зле, красивом и безобразном.
Выделение самостоятельных видов искусства тоже основывалось именно на следовании тем или иным запретам. Так, в балете нельзя разговаривать, живопись исключает звучание, музыка – дисгармонию звуков. Развиваясь, искусство синтезирует различные свои виды. К тому же любой запрет (например религиозный пост) не имеет смысла без его завершения, отмены. Т.е. запреты способствуют созданию, рождению нового. Иногда запреты становятся причиной неожиданных прорывов процессу эволюции. Конечно нельзя не учитывать запреты, которые негативно влияют на развитие искусства. Вспомним, хотя бы политические подоплеки, цензуру разного вида (политическую и религиозную).
Вместе с тем нигде, как в культуре, особенно в искусстве, осмысленный синтез достижений не дает столь важных для человека результатов. Богатство искусства проявляется не только через многообразие использованных сюжетов, образов, отдельных приемов, но и через выражение в нем духовных традиций. Через религиозные или светские начала духовной жизни. Через самоограничение и свободу.
Таким образом, в культуре взаимодействуют самые разные, даже порой противоречивые тенденции. Особенно это происходит во времена нестабильности и переоценки ценностей. Сегодня культура и у нас в стране и во всем мире переживает кризис. Быстрая смена стилей, направлений и школ в культуре и искусстве – характерная черта сегодняшнего времени. Эстетические споры, идейные споры – явления, характерные для кризисного времени.
Другая опасная черта культуры сегодняшнего времени – унификация. Теряются национальные черты, размываются границы между элитарным и массовым искусством, и, главное, культура перестает быть хранителем ценностей. Культура утрачивает свое исторически-первоначальное значение латинского слова «cultum» – обрабатывать, возделывать, заниматься созданием чего-то ценного для человека.
Все эти процессы, характерные для функционирования культуры на современном этапе, являются плодородной почвой для зарождения антикультурных тенденций, которые разрушают подлинное искусство. Данные тенденции ведут к обеднению духовной жизни, к определенной ущербности личности.


Логинова Н. Е. Социально-исторические изменения форм традиционности в культуре/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 186-188.

Hosted by uCoz