В начало
Ирина Марат ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА ПОЛИТИКА

Влияние телевидения на современную политическую сферу трудно переоценить. Как писал американский журналист Д. Броудер: "Если существует какой-либо институт, который изменил политическую жизнь со времен Второй Мировой войны, а также представления как политиков, так и избирателей, то этот институт – телевидение. Телевидение превратилось на протяжении жизни одного поколения в самый распространенный и самый доверительный источник информации о событиях и политических деятелях. Это здесь, помимо всего прочего, выигрываются и проигрываются выборы, начинаются и умирают карьеры политиков и даже президентов" [2, С. 70].
Для подобного высказывания он имел все основания, т.к. телевидение изменило не только политическую сферу, но и сам способ человеческого существования. Телевидение значительно расширило ареал существование человека, сделав для него доступным места и события, ранее совершенно недоступные ему. Мир человеческого существования стал равен территории действия телевидения.
С момента своего первого участия в избирательной кампании во время президентских выборов в США в 1948 г, телевидение стало главным источником информации об электоральных процессах.
Телевидение обладает рядом свойств, отличающих его от других СМК. Эти особенности телевидения как нового основного посредника между лидером и население повлекли за собой изменения в образе лидера, придав ему новые качественные характеристики.
Прежде всего телевидение создает "эффект видимости". События и люди, о которых ранее только слышали или читали, теперь приобретают визуальный облик.
До момента появления телевидения, индивиды составляли свое впечатление о лидере по каналам коммуникации, которые либо вообще не передавали его визуальный облик (неиллюстрированные печатные издания, межличностное общение между членами сообщества), либо передавали его в статичном, сильно искаженном виде (портреты, статуи, иллюстрации, фотографии и т.п.) Политический лидер представлялся неким абстрактным лицом, его образ был результатом процесса воображения каждого отдельного человека. Ввиду такой личной отдаленности и абстрактности, представление о политическом лидере в значительной степени носило безличностный, стереотипный характер. Его внешний облик, манеры поведения не были известны широким массам населения, поэтому не играли важной роли в его политической деятельности.
Но телевидение изменило это положение. Политический лидер обрел на телеэкране свой визуальный облик; "бесформенный", воображаемый образ сменила конкретная личность, обладающая своей собственной неповторимой внешностью, манерой поведения, стилем одежды. Политический лидер стал восприниматься как человек. Дифференциация политических лидеров теперь стала осуществляться не только на основании их политических убеждений, но и личных качеств.
«Эффект видимости» изменил и способ передачи информации. Визуальное обращение кандидата (выражение лица, одежда, жесты) предвещает его первые слова. Зрители воспринимают не только то, что сказано, но и то, как сказано.
Это связано с особенностью человеческого сознания, воспринимать большинство информации невербальным путем, чем вербальным. Кандидат должен теперь убедить избирателей голосовать за себя не только прямым путем убеждения, когда избиратели сосредотачивают свое внимание на аргументах политика. Важным становится и косвенный путь убеждения, при котором на избирателей влияют иррациональные факторы, например, неприятный цвет костюма.
Еще одним фактором преобладания эмоционального восприятия над рациональным является то, что телевидение оперирует устной речью, на которую опирается и межличностное общение. Устная речь богаче письменной и позволяет предавать информацию в больших объемах и более разнообразных формах, чем письменная речь. Знаменитый английский драматург Бернард Шоу заметил по этому поводу, что существует 50 способов сказать "да" и 50 способов сказать "нет", и только 1 способ написать это [1, С. 3].
Но устная речь воспринимается менее рационально, чем письменная. В письменной речи наше внимание сосредотачивается на содержании информации. При получении информации путем устной речи, наше внимание от содержания послания переключается на его форму.
Еще одной важной особенностью телевидения является то, что оно создает "эффект присутствия", который заключается в том, что при просмотре телепередач ощущения зрителя приравнивается к ощущению участника происходящего на экране. У зрителя создается устойчивая иллюзия личного участия в телевизионном действии, своего рода "соучастие". Политические события, ранее происходящие вдали от населения, теперь вошли с телевизионных экранов в жизнь каждого человека, стали восприниматься им как его личные события. «Эффект присутствия» также создает чувство личного общения индивида с лидером. Это чувство тоже повышает значение личности лидера. Оценка его профессиональных качеств осуществляется во взаимосвязи с оценкой его личностных качеств.
Развитие телевидения привело к тому, что объем информации об окружающем мире, получаемый человеком, значительно возрос. Такую массу информации человек стал не в состоянии перерабатывать сам. Большую часть информации он стал воспринимать уже в «готовом» виде, т.е. в виде упрощенных мыслительных моделей: стереотипов, имиджей, мифов, роль которых в формировании человеческого отношения к миру значительно возросла.
Телевидения обладает большими техническими возможностями в создании определенного отношения к кандидату, чем печатные СМК. При трансляции образа лидера посредством телевидения важную роль играют различные технические особенности: цвет фона, постановка света, особенности звукового сопровождения, характер съемки и т.п.
Известная немецкая исследовательница общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман провела в 1979 году опрос телеоператоров (был опрошен 151 оператор), с целью выяснить "как они оценивают возможности воздействия различной съемочной техники на создание впечатления?". Результаты исследования были изложены ею в книге "Общественное мнение. Открытие спирали молчания":
78% опрошенных операторов считали "вполне возможным" и 22% "возможным", что "чисто оптическими средствами они могут добиться особо положительных или особо отрицательных впечатлений о том или ином человеке".
Также было выявлено, что две трети операторов стали бы снимать политика, которого они высоко ценят, на уровне глаз (фронтальная съемка), потому что, по их мнению, это вызывает симпатию и создает впечатление спокойствия, непринужденности. Однако никто не стал бы снимать его со стороны вертикальной позиции сверху ("перспектива птичьего полета"), или строго горизонтально снизу ("перспектива лягушки"), т.к. это вызовет скорее антипатию, создаст впечатление слабости, пустоты [3, С. 231-232].
Развитие телевидения, его технические особенности, его ведущая роль в предвыборной агитации — все это наложило свой отпечаток на образ современного политического лидера:
• важную роль в предвыборной борьбе стал играть визуальный образ лидера: его внешность, одежда, манера поведения;
• при восприятии личности лидера преобладает эмоциональная, а не рациональная сторона восприятия, Решающую роль при формировании отношения к кандидату могут сыграть иррациональные факторы;
• в современных условиях создания имиджа осуществляется путем использования специальных технических приборов и операций, требующих особых профессиональных навыков;
• благодаря возможности современных СМК охватывать огромную аудиторию, создание имиджа политического лидера является процессом, не требующим значительных временных затрат.

Литература.

1. Багиров, Э.Г. Очерки теории телевидения [Текст] / Э.Г. Багиров. – М., 1978. – 151 с.
2. Гринберг, Т.Э. Политическая реклама. Портрет лидера [Текст] / Т.Э. Гринберг. – М., 1995. – 103 с.
3. Ноэль-Нойман, Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. [Текст] /Э. Ноэль-Нойман. – М., 1996. – 352 с.


Марат И. К. Влияние телевидения на восприятие образа политика/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 200-203.

Hosted by uCoz