В начало
Василий Морозов РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Философия религии включена в ряд ведущих дисциплин в философии, являясь одновременно ее особым типом. Она не понимается только в качестве «философского элемента» религиозного мировоззрения (в каждой достаточно развитой религиозной системе выделяется философский «элемент»); она также понимается, прежде всего, как «часть» философии вообще, обращенной в своих познавательных усилиях к религии.
Обращение может быть двояким. Религия для философии выступает либо как предмет отношения, либо как предмет исследования. Отсюда возникает и сам термин «философия религии», который понимается либо в широком (как предмет отношения), либо в узком (как предмет исследования) смысле. Философия, имеющая и выражающая то или иное отношение к религии, -философия религии в широком смысле слова; она представляет собой совокупность явных и неявных философских установок по отношению к религии; это общая позиция, занятая философией в отношении религии, совокупность (не система) философских высказываний о религии. Определенная позиция по отношению к религии обнаруживается практически в любой философской доктрине. Философия как таковая всегда проявляла и продолжает проявлять интерес к религии; более того, представляется, что философия вообще не может быть в одном из своих аспектов именно философской религии, поскольку неизбежно содержит в себе отношение к религии. В данном случае существенными являются два условия:
Первое условие – «генетическое». Известно, что на начальной стадии своего становления философская мысль еще не вполне отделена от мифологии и религии, она функционирует в ситуации недостаточной разделённости мифа и логоса. Философия в этот период несет отпечаток генетической связи с религией. Это выражается, прежде всего, в том, что ее темами и вопросами становились предметы прежнего мифологического переживания, содержание религиозной мудрости и компоненты культовой практики. Философии неоткуда было бы появиться вообще, кроме как из религиозно-мифологической культуры, поэтому обособление философии от религии и являлось первым выражением отношения философии к религии. Философия осуществила перенос актов переживания мира из области телесных действий и душевной спонтанности в область сознания, рациональной рефлексии. Обособляясь от религии, философия осмысляет и обозначает этот свой суверенитет, определяя себя и свою самостоятельность, прежде всего, естественно, в отношении религии. Генетическая связь философии с религией, теоретическая преемственность и затем постоянное сосуществование этих форм духовной жизни в границах общечеловеческой культуры, – это первое условие исконного внимания философии к религии (то есть, первое условие существования философии религии в широком смысле).
Второе условие можно обозначить как «формальное». Осознав себя самостоятельной областью духовной деятельности, философия выдвигает свои притязания на оправдание и санкцию для всякого явления реальности, становится мерой всех вещей. То или иное явление может теперь считаться действительным только в том случае, если эту его действительность подтвердит философия (иными словами, философствующий человеческий разум). Европейская философия утверждает себя как высшее познавательное усилие, контролирующее все иные усилия человека. Итак, поскольку в сферу внимания и интереса философии попадает вся реальность без исключения, то предметом такого критического внимания с необходимостью становится и религия.
Таким образом, философия вообще всегда является и (в том числе) философией религии, однако, лишь в общем смысле, только в связи со своей «природой», почти принудительно. Философия также есть весьма специфическое отношение ко всему сущему, значит – и к религии, следовательно, философия так или иначе по необходимости является философией религии. Такое рассуждение дает представление лишь о философии религии в широком смысле слова. Конституирование собственно философии религии требует перехода от указанного широкого и неопределенного понимания данной дисциплины к ее пониманию в более узком и специфическом смысле, как действительно особого и отдельного типа философствования, обладающего и своим предметом, и своими принципами и методами. Иначе говоря, необходим логический и методологический переход от философии религии в широком смысле (отношение и высказывание) к философии религии в узком смысле (исследование, концепция, теория).
Философия религии, в узком смысле слова, – особое философское рассуждение, выделенное из философии вообще и обладающее значительной степенью явной (сознательной и преднамеренной) автономности. Это достаточно обособившаяся философская дисциплина со своим набором тем и проблем. Это философствование, имеющее своим предметом религию, причем обращение философии к религии имеет здесь характер не отношения, а исследования; налицо не просто речь о религии, но и целенаправленное сосредоточение на ней.
Качественная определенность философии религии задается ее методами и принципами. Способы построения и применения философской теории религии (то есть, ее методология), как правило, определены общим характером той философской системы, на базе которой такая теория возникает и строится. Если же за истинность принята формальная непротиворечивость, то нет возможности получить никакой философии религии в узком, действительном смысле. Если под истинностью понимается как минимум верное отражение (теоретическое воспроизведение) сущности некоторого явления (религии), то адекватной своему предмету должна считаться такая философия религии, которая компетентна в религиозных вопросах. Лишь в случае ее наличия от философии ожидаются результаты исследования религии, поскольку адекватность прямо вытекает из компетентности. Данное исследование должно преследовать вполне определенную цель и опираться на вполне определенные принципы.


Морозов В. В. Роль религиозной культуры в духовной жизни современного общества/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 219-221.

Hosted by uCoz