В начало
Нина Мухотина ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛИТЕТА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

В общей динамике развития современной культуры искусство традиционных художественных промыслов и ремесел оказалось на периферии интересов. В двадцатом столетии оно активно развивалось и пользовалось неизменным успехом на художественных выставках и повышенным спросом у коллекционеров и простых покупателей. Многообразие форм и материалов, приемов художественного языка заполняло мир повседневности трепетностью ручной работы, искренней радостью образов. Изысканные кружевные изделия, ажурные оренбургские платки, жостовские подносы, гжельская керамика прочно вошли в обиход современного человека. Традиционное искусство словно доказало свою отзывчивость на запросы времени, но на переломе эпох мы многое утратили. Чтобы сохранить это национальное достояние, необходимо уделить особое внимание формированию особого мироощущения будущего художника, которому предстоит работать в сфере деоративно-прикладного искусства.
Выпускник художественного вуза или колледжа имеет основательную базовую подготовку, владеет академической «школой» искусства как основой профессионализма. От будущего специалиста потребуется творческая активность и умение включить свою деятельность в контекст художественной жизни: здесь подразумевается и самоорганизация в профессии, и понимание законов современной художественной промышленности, и способность организовать работу творческого коллектива. Он должен понимать законы развития мирового и современного искусства, арт-бизнеса и арт-рынка. Особое качество – это чувство времени, чтобы видеть перспективы формирования жизненного пространства средствами высоких технологий, дизайна и искусства.
Менталитет современного художника должен включать в себя не только профессиональные качества, но и категории понимания ценностей бытия, потребности поиска смысла жизни, ценностные ориентации в мире, основанные на научном мировоззрении. Менталитет личности базируется на глубинных, «корневых» основаниях коллективного или индивидуального мировосприятия, мироощущения, мировоззрения, а также поведения, которые и сами являются производными от культуры, религии, философии, образования. Менталитет личности – это категория не только социальная, но и нравственная [1]. Специфика творчества в области народного декоративно-прикладного искусства способствует актуализации национального, профессионального и личностного менталитета.
Исторически выбор профессии в центрах народных промыслов и ремесел был предопределен, ремесло передавалось «по наследству». Это служило надежной гарантией длительного и успешного существования промыслов, поскольку способствовало формированию в их коллективах устойчивых художественных вкусов и особой духовной атмосферы, базирующихся на строгом и бережном отношении к национальной культуре. Сегодня молодой специалист оказывается перед проблемой самостоятельного освоения сокровищ, накопленных народом.
Происхождение декоративно-прикладного искусства восходит к глубокой древности. Вещь родилась из тех же источников, что и словесный миф, сознание человека в момент возникновения самой материальной культуры было мифологическим, поэтому характерное свойство вещи – выражать в предметном виде проблемы мировоззренческого характера: Например, дом, сосуд – вместилище бытия, полотенце, одежда и многие другие предметы, пришедшие к нам из эпохи славянского язычества.
Предметный мир отражает тип жизни и облик эпохи в самом широком понимании. В образе предмета мы всегда находим образ человека и его мироощущения. Предметный мир формирует определенную образную атмосферу и ритм повседневной жизни. Творчество художника-прикладника может оказывать определенное воздействие на формирование личности, пользующейся этими предметами, поэтому «всякое произведение прикладного искусства является образом человеческих чувств, желаний, стремлений, мыслей» [2, С. 75].
В настоящее время это особенно актуально, поскольку искусство в условиях рынка и духовного потребительства рискует превратиться в разновидность индустрии развлечений или способ культурного досуга, средство удовлетворения потребностей в роскоши, комфорте, коллекционировании. Творчество в сфере декоративно-прикладного искусства – это высказывание о жизни и направлено на формирование вкуса и созидание духовного мира человека.
Определяющей чертой народного искусства является преемственность традиций. В своем творчестве народные мастера использовали секреты мастерства, накопленные веками, – основы техники исполнения, орнаментику, художественные образы, сюжеты и т.д. За каждым мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей. Коллективизм является родовой чертой русского национального типа и уходит своими корнями в древнюю крестьянскую общину – «мир», в значительной мере воспитывался православием. Своеобразной ипостасью коллективного духа русского народа была соборность, под влиянием которой в течение нескольких столетий развивались вся русская культура. Вместе с тем, произведения традиционного искусства, отражая коллективное мировоззрение, обязательно несут на себе отпечаток личности мастера.
Преемственность традиций предполагает, что мастер не просто передает потомкам то, что в свое время взял от предшественников, но обогащает коллективный опыт личными творческими достижениями. Традицию нельзя «использовать», к ней можно только обращаться с единственной целью – продлить ее нравственное воздействие на человека в будущем.
Народное искусство всегда профессионально. Народный мастер в совершенстве владел секретами технологии и законами материала. Отточенное, виртуозное мастерство само рождает образ, является основой красоты предметного мира. Характерной приметой времени стало соединение в одном лице художника и мастера, своими руками постигающего природу материала.
Слово «искусство» в русском языке употребляется в двух разных значениях. Искусство в значении «художественное творчество» характеризует область деятельности, сферу сознания человека. Другой смысл этого слова – «искусность», «мастерство», «ловкость» или, как говорили в старину, «хитрость». В русском фольклоре много пословиц и поговорок, посвященных теме труда: «Не просит ремесло хлеба, а само кормит», а также: «По ремеслу и промысел».
Понятия «искусство» и «ремесло» были нераздельны на протяжении длительного периода истории культуры. В сознании средневекового цехового ремесленника и в восприятии заказчика эти значения были тождественны. Для мастера результат его труда знаменовал не только художественные, но и нравственные процессы. Создавая вещь, он раскрывал свои ремесленные возможности, утверждая тем самым себя как личность, достойную быть членом цеха.
В созданной человеком вещи запечатлевалось чувство радости свободного творчества, которое испытывал мастер в процессе созидания. Б.А.Рыбаков писал по этому поводу: «Изготовив сложную и красивую вещь, ювелир-художник чувствовал известную гордость и смело ставил свое имя рядом с именами князя, митрополита, посадника или игумена, для которых он эти вещи создавал» [3, С. 653-654].
Талантливые мастера создавали шедевры предметного мира из самых скромных, обиходных, внешне непритязательных природных материалов. Полотенца и предметы крестьянского костюма выполняли из грубого домотканого холста; ковши и наличники вырезали из обыкновенных пород дерева; глиняные сосуды поражают нас не богатством материала, а талантом народных умельцев. Народный художник никогда не стыдится избранного им простого материала, не старается его спрятать, скрыть, «приукрасить», он выявлял законы материала. Пластичность глины позволяет лепить предмет закругленной формы, крестьянская вышивка представляет образцы геометризации рисунка, токарный станок придает деревянным изделиям специфическую форму вращающегося тела.
Многие произведения народного искусства достигали вершин художественного совершенства, в них неразрывно сочетаются назначение предмета, его выразительность и декоративность. Солонки, горшки, прялки, светцы – изделия, жизненно необходимые в быту. Каждая вещь была отмечена логикой формы, завершенностью художественного решения, глубиной образной мысли.
Произведения традиционного искусства доносят до нас художественные образы, связывающие нашу динамичную эпоху с культурой древности. Любое произведение народного искусства отражает «вечные» представления о мире и жизни. Известно, что большинство орнаментальных мотивов восходят к древнейшим временам, и обязаны своим возникновением религиозным обрядам, связанным с культом солнца, земли и воды. Праздничность и оптимизм, стремление к красоте как символу гармонии в жизни, вера в лучшее будущее, – эти нравственные качества присущи всем без исключения повседневным предметам народного быта.
В исторической памяти каждого народа хранятся излюбленные художественные образы, отражающие его идеалы и понятия о добре и зле. В формах бытовых предметов, отшлифованных и выверенных на протяжении многих веков, в особенностях народного орнамента, в своеобразии излюбленной колористической гаммы раскрываются национальные представления о красоте, тесно связанные с историей народа, с его бытом, условиями жизни, особенностями культуры и характера. Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу всякой национальной культуры. Традиционное искусство проявляло отзывчивость на смену исторических эпох, социальных условий жизни народа.
Культура 20 столетия представляет многообразие стилистических направлений, многомерность вариантов художественной картины мира. Европейская практика вовлекала в орбиту своих интересов искусство Востока в самом широком толковании, обратилась к культурам Латинской Америки и Африки, особенно – к экзотическому предметному миру дальних стран. Археологические, этнические, фольклорные мотивы стали заменять национальные традиции. Современное прикладное искусство словно «синтезирует» предметные элементы мировых культур, оно может быть одновременно «гламурно», «антикварно», откровенно ретроспективно с элементами крестьянской ностальгии.
Сегодня стала вновь актуальна идея самобытности русской культуры. Возвращение к национальным и этническим традициям обусловлено поисками духовных истин в прошлом своего народа, этот процесс очень плодотворен для художников, работающих в сфере народного декоративно-прикладного искусства и фольклора. Прикладное искусство национально по самой своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности и быту. Только во всем следует соблюдать меру. Как известно, излишнее увлечение национальной экзотикой, патриархальным реквизитом свидетельствуют о консерватизме и поверхностности понимания традиций. Превращаясь в клише, они перестают воплощать в себе национальную истину и оборачиваются «культурным национализмом».
Особый подход требуется при освоении и развитии региональных традиций конкретного, исторически сложившегося промысла, центра ремесел или художественного производства. Задача настоящего художника – раскрыть особенности национального характера в динамике жизни, сохранить сущность национальной психологии и основы понимания прекрасного в создаваемой им современной картине мира и формах предметного творчества.

Литература.
1. Гершунский, Б.С. Менталитет и образование. Учебное пособие для студентов. [Текст] / Б.С Гершунский. – М., 1996.
2. Каган, М. О прикладном искусстве [Текст] / М. Каган. – Л., 1961.
3. Рыбаков, Б.А. Ремесло древней Руси. [Текст] / Б.А Рыбаков. – М., 1948.


Мухотина Н. А. Традиционное искусство как основа формирования менталитета творческой личности/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 225-229.

Hosted by uCoz