В начало |
Людмила Насонова, Людмила Шалимова ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ РИТУАЛОВ ВОСПРИЯТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ЦВЕТА
Наше привычное отношение к цвету не требует никаких специальных рассуждений, цвет есть цвет и его феномен сопровождает человека всю его жизнь. Цвет служит для различения предметов и поверхностей, обладая при этом эстетическими качествами. Феномен цвета проявляется во всем многоцветий мира – являясь благословенной данностью природы, украшением жизни. Цвет возникает, живет, исчезает в зависимости от освещенности, то есть свет – непременное условие существования цвета; в абсолютно темной пещере никакого цвета не видно, но стоит включить фонарь, зажечь фитиль и стены заиграют разноцветьем. В XVIII веке вышел труд великого физика Исаака Ньютона (1642-1727) под названием «Оптика», в котором описан экспериментальный метод исследования цвета. Ньютон, исследуя законы преломления света, установил на пути солнечного луча прозрачную призму и получил картину, сходную с обыкновенной радугой. По определению Ньютона, солнечный свет разлагается на семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Открытие Ньютона заключается в следующем: цвет рождается не полным солнечным светом, а лишь частью его спектра, то есть окраска любого объекта зависит от того, какой свет идет от него к глазу наблюдателя. Современная трактовка этого явления выглядит так: свет состоит из частиц, называемых фотонами, каждую из которых можно рассматривать как пакет электромагнитных волн. Будет ли луч электромагнитной энергии именно светом, а не рентгеновскими лучами или радиоволнами, определяется длиной волны. Видимый человеку диапазон – длины волн от 380 до 760 нанометров (нанометр – одна миллиардная доля метра). Таким образом, красные лучи имеют наибольшую длину волны, а сине-фиолетовые – наименьшую. Ультрафиолетовый свет – невидимый компонент света, находящийся за пределами фиолетовой части спектра. В дальнейших исследованиях феномена цвета: великого русского ученого М. Ломоносова, тестов М. Люшера, многих других ученых современности выяснилось, что ощущение одного и того же цвета вызывается и комбинациями излучений с различной частотой, но в любом случае без света не бывает цвета. Итак, существует первая составляющая цвета, независимая от человека, – излучение, или отражение, как физическое явление. Вторая составляющая цвета – «светоприемник», то есть глаз. Устройство глаза таково, что, воспринимая свет, рецепторы реагируют и на степень освещенности, и на спектральный состав света. Рецепторный аппарат глаза – сетчатка, которая состоит из десяти слоев, наиболее важным из которых является слой зрительных клеток, так называемых палочек и колбочек. Палочки позволяют видеть ночью, а колбочки – днем. Существует один лишь тип палочек, воспринимающий только синие лучи, поэтому ночью и при тусклом освещении цвета практически не различаются. Колбочки же менее чувствительны к свету, но их три типа – они воспринимают красные, другие зеленые, а третьи синие лучи. Различная степень реакции каждого из трех типов рецепторов в их комбинациях позволяет различать неограниченное число оттенков цвета, потому что фоторецепторы нашего глаза устроены так, что одни наиболее отзывчивы на красные цвета, другие на зеленые, третьи на синие. Комбинации уровней раздражения всех трех типов рецептов преподносят все многообразие цветного мира. Третья составляющая цвета – работа мозга. Сто двадцать пять миллионов рецепторов, реагирующих на свет, передают сигнал с помощью 80 тысяч нервных волокон в соответствующие отделы мозга, где автоматически, на бессознательном уровне определяется, какой цвет или группу цветов видит человек и идет присвоение названия цвету, его окончательное оформление в сознании. Ученые лаборатории зрения института физиологии им. И. Павлова констатируют – что «любой воспринимаемый нами цвет – продукт работы мозга» [1, С. 77]. Так, учеными выявлены три самостоятельных ипостаси вместе составляющих цвет – физика (световые лучи), физиология (глаз), психология (мозг). Для большей убедительности, что для человека цвет становится цветом только на психологическом уровне, следует отметить дальтоников, иначе воспринимающих цветовой мир, ощущения цвета, без воздействия света – при давлении на глазное яблоко и т.д. Далее, было выяснено и цветовое зрение у животных. Например, собака видит мир в серых тонах, кошка – в фиолетовых. Многие виды рыб, земноводные, пчелы, шмели, обезьяны видят как человек. Суслики и многие другие виды насекомых имеют два цветовых рецептора, птицы и черепахи, возможно, четыре. Кстати, насекомые видят и в ультрафиолетовом диапазоне. Так, многие ученые считают цвет – всего лишь зрительным ощущением, в некотором смысле — иллюзией, констатировав два вида синтеза цвета. Например, для получения какого-либо цвета живописец смешивает краски, а театральный художник смешивает цветовые лучи, при этом различают субтрактивный (от слова «извлекаю», «вычитаю») синтез — смешение красок; а Ньютонтивный т.е (прибавляемый) – это синтез из смешения цветных лучей. Более того, субтрактивный синтез цвета показывает, что один и тот же цвет можно получить различными комбинациями красок, но есть три цвета, которые нельзя получить смешением других – красный, желтый, синий. Они являются базовыми для получения всех остальных цветов. Механизм изменения цвета при смешении при смешении красок связан с избирательным поглощением некоторой части спектра. Данное смешение цветов путем вычитания есть – субтрактивный синтез. Наука о цвете не до конца проникла в тайну цветового зрения, поэтому был введен термин «ахроматический цвет», то есть «не цветной цвет» – серый, извлекаемый из смешения белого и черного цветов, а так же и хроматические «настоящие» цвета. При смешении или наложении двух цветных лучей количество света удваивается, и мы получаем более светлый цвет. Физики называют это явление «синтез наложения», или «аддитивный синтез». И.Ньютон из своих опытов в труде «Оптика», вывел физическую структуру спектра и цветовую структуру ощущений, выявив, что это совершенно разные явления. Глаз как инструмент зрения реагирует на световые потоки, то есть лучи и настроен на красные, желтые, синие, зеленые лучи, так как белый свет можно синтезировать при помощи трех лучей этого цвета. «В красках смешением желтого и синего цветов можно получить зеленый. При наложении красного и зеленого лучей есть возможность можно получить желтый, а смешением желтого и синего — спектральный зеленый цвет получить нельзя. Так показала практика. Если сравнить две схемы, то можно заметить, что при смешении основных красок не отмечен голубой цвет, а при смешении основных лучей не показан оранжевый цвет. Вот тут и приходит на помощь ахроматика, т.е. регулирование не цвета, а светлоты, что бесконечно расширяет диапазон результирующих цветов. Уровень освещения сам по себе меняет цвета, вернее их восприятие» [2, C. 34]. Выявляя механизм образования цвета, И. Ньютон сделал еще одно открытие. Он заметил, что для крайнего фиолетового луча спектра наиболее близким по цвету является не только синий, но и пурпурный. И для крайнего красного луча спектра пару соседних цветов составят оранжевый с пурпурным. Таким образом, если расположить цвета спектра и их смеси в соответствии с их похожестью, то они образуют не линию, а замкнутый круг. Первичные краски – красная, желтая, синяя – попарно дают промежуточные цвета: красная и желтая – оранжевый, например, красная краска пропускает через себя, красный цвет и чуть хуже соседний по цветовому кругу: оранжевый и фиолетовый, поскольку в том и другом цвете есть некоторая доля красного, а желтая краска хорошо пропускает желтый цвет и своих соседей по цветовому кругу: оранжевый и зеленый, потому что в них содержится примесь желтого. Красная краска не пропустила синий, зеленый и желтые цвета, так как в них нет примеси красного цвета, потому что они поглотились, и отраженная красная часть спектра попадает в наш зрачок. Таким образом, до желтой краски «добрались» красный, оранжевый и фиолетовый цвета, но из них, только в оранжевом есть примесь желтого. Следовательно, через желтую краску оранжевый цвет пройдет, а красный и фиолетовый поглотятся, потому что они чужие, без примеси желтого цвета. Таким образом, остается только оранжевый цвет. То же самое произойдет и в смешении следующих цветов: красная и синяя дает фиолетовый, а желтая и синяя – зеленый. Отсюда следует, что при смешении основных цветов – красного, желтого, синего, получаем дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Для полноты взгляда на образование цвета необходимо рассмотреть смешение цветных лучей, т.е. аддитивный синтез цвета. Глазные рецепторы лучше всего реагируют на красный, синий и зеленый лучи, то именно эти цвета и надо считать основными, исходными. Сложение цветных лучей увеличивает светлоту результирующего цвета. Например, располагая три основных цвета (луча) в вершинах равностороннего треугольника в которых попарное смешение цветных лучей рождает новый цвет, близкий по спектральной части к складываемым цветам, а полный спектр (белый цвет) окажется в середине треугольника при сложении всех трех лучей в равных долях. Бесконечное разнообразие цветов в живописи и в природе делает совершенно бессмысленными попытки дать название всем цветам и их оттенкам. Можно назвать цвет вишневым, терракотовым, бирюзовым, лимонным, салатным, пурпурным и т.д., но ни каких слов не хватит для обозначения оттенков каждого из цветов, не говоря уже о полной цветовой шкале. Слова – вещь приблизительная, образная и для точного тождества названного и реального цветов слова мало пригодны. Международные ассоциации художников, дизайнеров, архитекторов, разнообразных научных специалистов и цветоведов в течение многих лет основательно обсуждали возможность объективной оценки цвета и пришли к выводу, что наиболее полно характеризуют цвет три главных его свойства: тон, насыщенность, светлота, яркость. Например, цветовой тон – основное отличие цвета от других цветов, то есть собственно цвет красный, синий, желтый и т.д. – название цветовой основы; насыщенность – степень приближения цвета к спектральному цвету, то есть, степень чистоты цвета, мера отсутствия ахроматической (например, серой) составляющей. Насыщенность тем выше, чем сильнее выражен цветовой тон. Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности. Светлота – степень приближения цвета к белому. Свойство цвета, связанное в сознании с примесью белого или силой освещения. Увеличение того и другого делает цвет светлее. Светлота присуща и хроматическим и ахроматическим цветам. Одна из причин различия тона – в разнообразии окраски предметов, т.е. в способности вещества сильнее или слабее поглощать световой поток. Предмет будет тем светлее, чем менее он поглощает падающий на него свет. Светлота и цветовой тон взаимосвязаны. Светлоту не следует путать с белизной. Потому как белый снег под серо-голубым небом будет темнее желтого цвета от лампы. Может возникнуть вопрос: если стандартные характеристики цвета зависят от условий освещения и других факторов, следовательно, они не объективны? Отвечая на данный вопрос, следует заметить, что определение цвета изначально связано с психикой и физиологией, а значит, элемент необъективности присутствует всегда, но цветные эталоны составляются при заранее оговоренных условиях освещения независимыми людьми с нормальным зрением, и, чем больше людей участвует в стандартизации, тем объективнее результат. Яркость–это степень контрастности цвета на фоне другого цвета, интенсивность выделения его из окружающей среды. Принято считать, что красный цвет яркий, а желтый бледнее и менее заметен. В природе, красное кажется кричащим, ярким и это потому, что фоном красному цвету служит зелень травы и листвы, срабатывает закон контраста. Представьте себе, мы взяли и поместили красную краску на коричневый фон? Яркость красного пятна не будет сильно отличаться от фоновой яркости, а неяркая полоска желтого будет казаться ярчайшим пятном, если ее поместить на темно-синий фон. О яркости цвета можно судить только в присутствии другого цвета. Яркость – это не свойство цвета, а его соотношение с другими цветами. Стандартные характеристики цвета играют большую роль в колористическом строе художественного творчества, часто являясь выразителем композиционного замысла, показателем художественного стиля как привычное и эстетически полноценное, имея в виду цветовые отношения между собой. Организация восприятия природы феномена цвета у каждого человека глубоко индивидуальна и имеет характерные особенности по восприятию одного и того же цвета. Психологическое и эмоциональное состояние оказывает свое неповторимое влияние на восприятие. А для многих людей искусства, творчества видение цветовых отношений становится нормой жизни. На основе видимого цветового спектра был утвержден цветовой международный стандарт в виде числового графика, который служит эталоном цветовых отношений. Данная стандартизация имеет колоссальное значение в искусстве, промышленности, коммуникативном общении. Цвет становится языком информации не только в виде визуальных изображений, но и в виде цифрового кода передачи цветного изображения на расстоянии. Литература. 1. Фрилинг, Г. Человек, цвет, пространство [Текст] / Г. Фрилинг, К.Ауэр. – М. : Знание, 1973. 2. Шаронов, В.В. Свет и цвет [Текст] / В.В.Шаронов. – М. : ГИФМЛ, 1961. Насонова Л. И., Шалимова Л. А. Особенности культурных ритуалов восприятия и изучения цвета/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 231-235. |