В начало |
Андрей Носачев СМИ В КУЛЬТУРНЫХ РИТУАЛАХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
В современных условиях задачи и главное предназначение средств массовой информации – стать центром общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у людей необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Как уже отмечалось, в идеале они могли бы консолидировать позиции различных партий и движений, не только отражая и знакомя население с их воззрениями, но и регулярно проводя диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях им следовало бы выделять из всех дискуссий, предложений то, что будет направлено на улучшение жизни людей, изменение негативной ситуации в различных областях нашей жизнедеятельности. При этом исходить они должны из понимания высокой моральной ответственности тех, кто работает в структурах «четвертой власти», быть не просто «транслятором» информации, не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его. Последнее особенно важно для расстановки верных акцентов в национальной политике, исходя из реально формирующейся новой культуры межнациональных отношений. Данное требование должно быть в поле зрения СМИ повседневно. СМИ призваны способствовать государственной стабилизации, социально эффективной организации общества, учитывать экономический ресурс как государства в целом, так и активных носителей культуры, традиций, социальных и национальных ценностей в их развитии. Рассмотрение федеративных и национальных отношений как предметного поля СМИ подчеркивает исключительную важность прессы, электронных средств массовой информации в качестве производительной силы в области массового сознания, как действенного участника формирования новой политической инфраструктуры. Такой подход обусловлен тем, что именно СМИ обладают способностью преобразовывать, стабилизировать, обогащать (или обеднять) общество, тем самым сохранить и культивировать общегосударственные и национальные ценности, содержательно реализовать взаимодействие народов или противодействовать их взаимопониманию. Потенциально каждое сообщение СМИ содержит в себе основу для порождения мифа или поддержки уже существующего, или само является мифом. Сообщения СМИ носят мифологический характер, так как трудно провести грань между реальностью и вымыслом, а также потому, что сообщение основано на проведении в жизнь определенной модели поведения, определенного отношения [1, С. 26]. Сфера социально-философских исследований данной проблемы только начинает складываться, а потому настоятельно необходима выработка методологии интерпретации информационного общества в социально-философском, социально-психологическом, социологическом и других контекстах. Для этого должна быть обоснована концепция информационного общества как объекта социально-философского анализа [2]. В исследовании социально-философского аспекта электронного общества участвовали такие исследователи, как М. Маклюэн, Э. Тоффлер, П. Дракер, М. Кастельс и др. Однако, глобальные выводы были сделаны не сразу. Дискурс представлений о функциях средств массовой коммуникации, роли информации в жизни общества и тенденциях построения информационного общества расширялся постепенно. В таких работах Маклюэна, как «Галактика Гуттенберга», «Понимая медиа: продолжения человека», «Медиум – это Послание», «Война и мир в глобальной деревне» представлены его философские воззрения, культурологическая концепция и теория коммуникационных технологий. Отличительной особенностью взглядов М. Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы. Так, уже в «Галактике Гуттенберга» он показывает, что развитие и экономической и социально-политической инфраструктуры индустриального общества было бы невозможно без того кардинального изменения коммуникативных стратегий, которое повлекло за собой изобретение печатного пресса [3]. Не менее существенный вклад в развитие идей постиндустриализма внесла концепция О.Тоффлера, изложенная в его книге «Третья волна» [4]. Он предлагает свою схему феноменологии исторического процесса, которая игнорирует традиционные историографические концепции. Как утверждает Тоффлер, конец XX – начало XIX веков станет началом эпохи власти информации. Можно сказать, что сегодняшние реалии конкретизировали предложение О.Тоффлера, поскольку в настоящий момент Интернет является наиболее полным и разнообразным источником информации. Проникнув за последнее десятилетие практически во все точки земного шара, глобальная сеть Интернет превратилась в богатейший источник самых разнообразных знаний, которые, без преувеличения можно сказать, способны составить обширную и вместе с тем довольно точную картину современной действительности. Глобальная информационная сеть развивается, с каждым годом она становится все более популярным способом получения необходимой информации, средством общения миллионов людей по всему миру, средством проведения досуга, работы и приобретения товаров. Популярность и развитие Интернета в современном обществе обусловлено также и серьезными экономическими факторами. Сегодня в мире становится все больше и больше стран, в которых львиную долю бюджета составляют средства, получаемые от производства или продажи цифровых технологий и Интернета. Данная тенденция закономерна в равной мере и для экономически благополучных регионов (таких, как Западная Европа, США), и для так называемых развивающихся или экономически слабых стран (Азия, Ближний Восток, Китай, Латинская Америка). Зависимость современного общества от глобальной сети неуклонно возрастает и по мере его поступательного приближения к эре постиндустриализма, все ближе и ближе подходя к стандартам информационного общества – такого, которое было описано в работах ученых-футурологов еще в последней трети XX века. Интернету в данном процессе принадлежит одна из ведущих ролей [5, С. 53]. Информационно-коммуникационная глобализация в настоящее время является наиболее показательным из интеграционных процессов и включает в себя: развитие коммуникационных возможностей и использование космического пространства для передачи информации; появление и быстрый рост глобальных информационных сетей; компьютеризацию многих процессов жизнедеятельности человечества. Специалисты считают, что глобализация информации – это распространение и обмен информации между континентами мира через спутники, кабель, компьютерные системы и другие средства коммуникации. По мнению С. А. Михайлова, «вторжение научно-технического прогресса в журналистику и издательское дело привело к необратимым последствиям, глубину и значение которых трудно переоценить. Широкое внедрение электронно-вычислительной техники, трансграничная передача данных, формирование глобальной компьютерной сети – все это и многое другое предопределяет новую технологию журналистского труда, новые тенденции сбора, анализа и распространения информации» [6, С. 91]. Современные исследователи обращаются к следующим социально-философским аспектам электронной среды: трансформация социальных институтов в условиях развития информационного общества; развитие онлайновых сообществ, их взаимодействие между собой и традиционными сообществами; влияние развития Интернет на изменение системы социальной коммуникации; трансформация современного образования, развитие дистанционного образования; проблема сохранения культурной идентичности; формирование «электронной экономики»; формирование «электронного правительства» и др. [7, С. 9-10]. Таким образом, современность во многом обязана своим обликом средствам массовой коммуникации. Порождение мифов СМИ выступает как результат взаимодействия реципиентов и журналистов, коммуникации между ними, действительность мифологизируется благодаря активным действиям обеих сторон. Можно сказать, что СМИ в этом процессе выступают в качестве главного генератора мифов, то есть того, кто создает, производит мифы, порождает и способствует их закреплению в культуре и в сознании человека, поддерживает существование того или иного мифа. Такая роль СМИ стала возможна только благодаря развитию коммуникационных технологий, которые позволили охватывать самую широкую аудиторию и иметь большую степень влияния на массовое и индивидуальное сознание. Мифы затрагивают глубинные основы психики, мышления, всего существа человека, и генерирование средствами информации тех или иных мифов может оказывать конструктивное или деструктивное воздействие на все общество [1, С. 27]. Литература. 1. Тулупов, В. В. Коммуникация в современном мире [Текст] / В. В. Тулупов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции исследователей журналистики, рекламы и паблик-рилейшнз «Журналистика, реклама и СО: новые подходы», Воронеж, 25-26 мая 2004 г. – Воронеж, 2004. 2. Соционавтика [Электронный ресурс] // Интернет-журнал социальных дискурс-исследований. – Режим доступа: http://www.socionavtika.net/razdel/concept.htm. 3. Иванов, Д. История интернета в России. Исследовательский проект [Электронный ресурс] / Д. Иванов. – Режим доступа: http://www.nethistory.ru/biblio?topic=1047027705. 4. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. – М. : АСТ, 1999. 5. Тулупов, В. В. Новое в массовой коммуникации [Текст] / В. В. Тулупов. – Воронеж : Факультет журналистики ВГУ, 2003. – Вып. 7-8. 6. Тулупов, В. В. Новое в массовой коммуникации [Текст] / В. В. Тулупов. – Воронеж : Факультет журналистики ВГУ, 2006. – Вып. 3-4. 7. Чугунов, А. В. Социология Интернета: Социально-политические ориентации российской Интернет-аудитории [Текст] / А. В. Чугунов ; каф. информационных систем в искусстве и гуманитарных науках филологического ф-та СПбГУ. – 2-е изд., доп. – СПб. : Филологический ф-т СПбГУ, 2003. Носачев А. В. СМИ в культурных ритуалах современного информационного общества/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 243-246. |