В начало
Базикян Ст. А. Социокультурные условия возникновения и развития феномена рынка как квинтэссенции культуры определенного типа

На протяжении всего пути цивилизационного развития человеческого вида происходил процесс все большей индивидуализации людей, раздробления человеческих связей. Личные отношения превратились в безличные, человек стал лишь вещью для другого человека. Лишенные любых контактов, люди и блага предстают друг перед другом в абстрактной форме, как дальние страны или неизвестные планеты. «Индивиду более не удается узнать ни себя в том, что он делает, ни общество, в котором он живет, иначе как дистанцированным и негативным способом» [1, С. 422]. Подобная объективация культуры – основная черта современности. Основной движущей силой в современном обществе является промышленное производство – производство товаров. Товар заменил все главные жизненные ценности и стал исключительной ценностью. Когда вещи, принявшие товарную форму, определяют жизнь человека, то они им в этом качестве и воспринимаются, и неудивительно, что их «жизнедеятельность» начинает ему представляться смыслом и сутью собственной жизни.
В настоящее время все большую популярность приобретает версия о том, что происходящие в современной цивилизации процессы есть результат возникновения рынка как первопричины и экономического основания системы товарных отношений, видоизменивших условия существования человеческих сообществ, превративших предыдущее качественное развитие экономики и всех остальных производных от нее социальных институтов в количественное. Многие теоретики экономической мысли настаивают на мысли о том, что рыночные отношения являются определяющими, регулируют все жизненные аспекты современной цивилизации. Чтобы понять, является ли рынок регулирующей системой, может ли экономический строй полностью определять образ жизни человека или же его контролирующая функция в современном социуме принимает совсем иную форму, стоит проанализировать исторические предпосылки возникновения рынка и социокультурные особенности его функционирования на протяжении всего развития человеческой цивилизации. Ключевыми понятиями, позволяющими понять, по К. Марксу, природу рыночных, товарных отношений являются понятия «обмен» и «труд». Поэтому представляется целесообразным изучить эти явления в ходе их исторического развития и рассмотреть особенности возникшего на их почве рынка как квинтэссенции культуры определенного, совершенно нового типа.
В первую очередь рассмотрим особенности хозяйственной жизни так называемого «дорыночного человека». Примитивное хозяйство первобытнообщинного строя было основано на самообеспечении, когда каждый член общества добывал себе самостоятельно необходимые средства для существования. Труд был естественным способом решения всех жизненных проблем каждого отдельного человека. Соответственно, ни о каком разделении труда тогда не могло быть и речи: рыбак одновременно был и охотником, и земледельцем, и скотоводом. Главная особенность начального этапа хозяйственной жизни – не количественное, а качественное отношение к продуктам труда. Основная «экономическая» идея, которой определяются все мышление и воля первобытного человека – сколько благ потребляется, столько и должно быть произведено; сколько расходуется, столько и должно оприходоваться.
Ф. Энгельс описывает «экономику» первобытных людей как наиболее миролюбивую стадию развития человечества: «они были господами своего собственного производства. Если не считать неурожаев на их небольших огородах, истощения запасов рыбы в их озерах и реках и резкого уменьшения дичи в их лесах, они знали заранее, на что могут рассчитывать при своем способе добывания средств к жизни. Этот способ должен был обеспечить средства к существованию – то скудные, то более обильные, но он никак не мог привести к непредвиденным общественным переворотам, к разрыву родовых уз, к расколу членов рода и соплеменников на противоположные, борющиеся друг с другом классы. Производство велось в самых узких рамках, но продукт находился целиком во власти производителей. Это было громадным преимуществом производства эпохи варварства […]» [2, C. 105]. Но рост потребностей и необходимость совершенствовать труд неизбежно привели к возникновению обмена продуктами труда между людьми, который в свою очередь породил разделение, дифференциацию деятельности: рыбак теперь не пашет землю, не охотится, не разводит скот, теперь он занимается своим основным делом, но уже не только для себя, но и для обмена с охотником, земледельцем и скотоводом. Этот процесс послужил отправной точкой возникновения рынка, а, следовательно, коренного изменения всего производственного процесса.
Появление рынка способствовало зарождению в сознании индивида стремления накапливания для себя, которое вызвало отношение ко всем прочим как к «ним», и, в конечном итоге, к возникновению элементарного чувства собственности. Однако обмен разнообразными продуктами между независимыми производителями все еще имел качественный характер – потребительные стоимости находились с товарами в неразрывной, постоянной, как бы естественной связи. Блага производились по большей части для себя, а не на продажу, поэтому человек старался сделать продукт как можно качественнее. Развитие производительных сил и возрастание потребностей создали условия для обширной торговли. Появляются деньги, ставшие всеобщим товарным эквивалентом, меновым и платежным средством на рынке. Товар постепенно начинает рассматриваться с одной-единственной стороны: как меновая ценность. Появляется понятие платежеспособности – обладание универсальным кодом товара – деньгами. Экономика перестраивается с качественного развития на преимущественно количественное. Положение человека существенно усложняется. Если на первоначальных этапах своего развития труд был естественным способом решения всех жизненных проблем человека, то теперь этот труд трансформировался в противостоящий ему «труд-товар», в наемный труд.
За счет дальнейшей дифференциации человеческой деятельности, интенсивного развития процессов обмена и возрастания функции денег проблема выживания решена окончательно, у человека появляются новые потребности, теперь он озабочен производством заработной платы, а не ловлей рыбы, скотоводством или земледелием. Соответственно продукт собственного труда его совершенно не интересует, ведь он делает его не для себя. Происходит процесс отчуждения человека от продукта труда и человека от человека.
Возникают также и признаки власти продукта над его производителем – главной приметы зарождающегося способа производства – капиталистического. Это отчуждение от продукта труда индивидуализирует человека. Но из своей персонифицированности он не смог вынести ничего, кроме одиночества и пустоты в окружающем его мире. Энгельс выделяет основной символ товарной цивилизации – безудержное обогащение: «основывающаяся на этих устоях цивилизация совершила такие дела, до каких древнее родовое общество не доросло даже в самой отдаленной степени. Но она совершила их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей и развив их в ущерб всем их остальным задаткам. Низкая алчность была движущей силой цивилизации с ее первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной, определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высшего расцвета искусства, то только потому, что без этого невозможны были бы все достижения нашего времени в области накопления богатства» [2, C. 125].
Дальнейшее развитие рыночной экономики и интенсификация отчужденного производства приводят к избыточности товаров, что в свою очередь служит рычагом для формирования и развития системы отчужденного потребления. Вместе с массовым производством, ориентированным на мировой рынок, товар стал проявляться как сила, которая фактически заполняет всю общественную жизнь. «Та псевдоприрода, в какую был отчужден труд человека, требует до бесконечности продолжать ее обслуживание, и это обслуживание, которое оценивается и оправдывается только им самим, на самом деле получает в качестве своих служителей всю тотальность общественно узаконенных проектов и усилий. Избыточность товаров, то есть товарных отношений, может теперь быть только прибавочной стоимостью выживания» [3, C. 40].
Капитализм создал условия для образования все более значительного слоя людей, имевших материальные возможности раздвинуть круг своих потребностей в область избыточного потребления. В. Терин называет такое явление «престижным потреблением», которое служило человеку средством выделения из своей среды, и, как результат – все большее отчуждение индивида от остального общества. Это сформировало и закрепило в массовом сознании «общезначимые» нормативно-ценностные стандарты «нормального потребления», несоответствие которым человека граничило бы, по его собственной оценке, с нравственным падением. Насыщение превращается в некое подобие бегущей мишени – развитие превзошло порог собственной избыточности. Решающее значение относительно направления производства благ теперь имеют не сорт и доброкачественность изготовляемых продуктов, но исключительно их способность к сбыту.
В условиях «рыночной цивилизации» оптимальной сводницей между товарами и человеческими потребностями, воплощенными в этих товарах, является реклама. Именно реклама наилучшим образом способна трансформировать чувственные свойства вещи в сверхчувственные: представлять видимость как действительность. Формируя спрос и стимулируя сбыт, фабрикуя неестественные, рафинированные вожделения и ускоряя тем самым процессы купли-продажи, обращения капитала реклама полностью превратилась в движущий фактор современной рыночной цивилизации среди грубого варварства потребностей. Она приучает множество людей смотреть на все разнообразие и сложность человеческой жизни через жестко фиксированную призму распространяемых ею стандартов.
Показательно, что в наше время марка, бренд служат идентификационными знаками не только товаров, но и людей. Политические лидеры, звезды шоу-бизнеса стремятся как можно эффективнее разрекламировать и как можно дороже продать себя на «рынке личностей». По меткому замечанию Э. Фромма, «Евангелие от труда» утратило свое влияние, главным стало «Евангелие от продажи».
Современная реакция на рекламу и другие формы убеждения, используемые производителями в «рыночной цивилизации», вообще говоря, состоит в безоговорочном ее принятии. Всегда предполагаются преувеличения и обычно подозревается существование обмана. Однако считается, что такой обман не нанесет ущерба. Для раскрепощения мнения требуется предубеждение против любого воздействия, навязываемого «товарной цивилизацией». « […] Поэтому человек, который хочет быть свободным, не может уступать. Он должен сопротивляться. Всякий, кто без размышлений уступает убеждению относительно покупок, поведения или мнения, отдает часть собственного «я» интересам планирующей системы. Когда сопротивление становится упорным, оно приводит к положительным результатам, состоящим в том, что подрывается зависимость средств информации от доходов, получаемых за осуществление такого воздействия» [4, C. 60].

Литература.
1. Московичи, С. Машина, творящая богов [Текст] / С.Московичи ; пер. с фр. – М., 1998.
2. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства [Текст] / Ф.Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 т. / 2-е изд. – М. : Госполитиздат, 1951-1984. Т.21.
3. Маркс, К. Сочинения в 50 т. Т. 23. [Текст] / К. Маркс, Ф.Энгельс ; 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1951-1984.
4. Гэлбрейт, Дж. Экономическая теория и цели общества [Текст] / Дж. Гэлбрейт. – М., 1983.


Базикян Ст. А. Социокультурные условия возникновения и развития феномена рынка как квинтэссенции культуры определенного типа/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 26-29.

Hosted by uCoz