В начало
Наталья Осташова СМИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИУМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИТУАЛ

Символический опыт включает сферу наших представлений, ценностей, традиций, норм поведения, самих форм коммуникации. Традиции, символы, обычаи, как и язык, составляют важную часть мира, в котором мы живем, и их влияние на повседневную жизнь и поведение человека в социуме, его те или иные предпочтения определяются, во многом, именно этими нерациональными, но вошедшими в привычку, «в плоть и кровь» представлениями которые, несмотря на свою мифологичность, а, скорее, благодаря ней, оказывают значительное влияние на самоидентификацию человека и его образ действий. Во многом, тот или иной выбор человека в социальной и политической сфере, определяется не столько его рациональными доводами, анализом и пониманием ситуации, сколько именно традиционными или просто привычными представлениями, которые мало подвержены изменениям. Поэтому в современном обществе ряд важнейших социальных проблем имеет непосредственное социокультурное измерение.
Исследование процесса формирования символического пространства социума средствами массовой информации (СМИ) является важным для настоящего времени, так как СМИ оказывают непосредственное и наиболее сильное влияние на все слои общества. Средства массовой информации обладают особым статусом оформителя представлений субъекта относительно политической и социальной жизни, он получает из них не только информацию, но и возможность убедиться в согласованности его собственных суждений с ценностями и нормами общества. На роль массовой коммуникации в формировании убеждений, массовых настроений обращали внимание многие исследователи (О. Тоффлер, Ю. Хабермас и др.), влияние массовой коммуникации проявляется в усилении психологического воздействия на население, в процессах массовизации психики. При передаче информации могут воспроизводиться нормы, ценности, модели поведения, как принятые в данном обществе, так и навязываемые коммуникатором. В то же время в процессе коммуникации возможно создание новых ценностей, смыслов, моделей поведения. В этом смысле СМИ несут ответственность перед обществом.
СМИ выполняют функцию символической репрезентации: те или иные источники информации выступают в качестве знака идентификации, принадлежности к той или иной партии или группе. Для политических элит большое значение имеет контроль над информационными потоками. В основном, выделяют несколько функций СМИ в обществе: информационная, регулятивная, идентификационная, социализирующая, мобилизационная, ориентационная, манипулятивная. Выполняя функцию символической репрезентации в обществе, СМИ выступают важным инструментом символической политики. Как показал П. Бурдье, власть в современном демократическом обществе осуществляется опосредованно – символическим образом. Власть должна быть неузнанной и восприниматься как нечто естественное и необходимое. Символическая власть, осуществляемая через СМИ, рекламу, PR-технологии, воздействует на общество, создавая выгодный образ самой себя.
Символическая политика является одним из инструментов легитимационного процесса. Символическую политику можно определить как «особый род политической коммуникации, нацеленной не на рациональное осмысление, а на внушение устойчивых смыслов посредством инсценирования визуальных эффектов; сознательное использование эстетически-символических ресурсов власти для ее легитимации и упрочнения посредством создания символических «эрзацев» (суррогатов) политических действий и решений» [6, С. 62]. Участие в политической и социальной жизни может быть непосредственным или опосредованным, под которым понимается получение информационных сведений о политике и социальной жизни. С помощью символических форм человек осмысливает социум в его конкретных проявлениях. Политик может воздействовать в рамках определенной идеологии на символическую картину, формируя у людей те или иные представления о социальной и политической жизни. При этом у власти присутствует стремление сформировать такую символическую модель, которая позволила бы скрыть истинный смысл тех или иных процессов. Самым крайним проявлением такого стремления являются процессы манипуляции, «манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [3, С.55]. Политическая манипуляция обезличена и предполагает воздействие на широкие массы. Так как символическое конструирование является прерогативой элиты профессиональных политиков, это приводит к практически неограниченным возможностям манипулирования общественным сознанием.
По В. Амелину, технология политического манипулирования предполагает наличие трех основных составляющих. Во-первых, в сознание под видом объективной информации запускаются символы, которые отражают смысл неявного, но желательного для определенных групп содержания. Во-вторых, осуществляется воздействие, также при помощи символов, на болевые точки общественного сознания, чтобы вызвать тревогу, страх, ненависть и т.д. В-третьих, реализация замыслов и скрытых целей коммуниканта является следствием первых двух шагов. Основная цель политической манипуляции, согласно В. Амелину, состоит в поддержании легитимности власти в глазах населения или создании видимости легитимности этой власти. Мир политики является миром символического замещения мира социальной реальности. Индивид, опираясь на символический опыт, получает представления об общественной жизни. Символические конструкты являются посредником между внешним миром и человеком и позволяют сформировать свое видение мира политики.
П. Бурдье рассматривал интересы любой власти в том, чтобы удерживаться на завоеванных позициях с помощью успешных манипуляций символами, которые вызывают доверие в обществе, а потому и обеспечивают легитимацию этой власти. В таком случае, манипулирование символами и мифами ведет к искажению реальности и порождает недоверие к политике в сознании большинства людей. По Бурдье, власть может использовать для манипулирования общественным сознанием, как ретроспективную реконструкцию прошлого, приведенную в соответствие с требованиями настоящего, так и конструирование будущего, приглушающее чувство настоящего.
Роль средств массовой информации, реализующих и транслирующих символическую составляющую социальной жизни, оказывается важным фактором в выстраивании символической системы ценностей, представлений, норм, воздействующих на формирование социума. Здесь возникает проблема использования средств массовой информации, если СМИ используются только властью, это приводит к одностороннему дискурсу и возможности манипулирования массовым сознанием, на что обращают внимание некоторые авторы [4].
Как можно заметить, роль СМИ во многом сходна с ролью ритуала, который также является формой символического действия, регулирующего явления повседневной жизни, выполняя функцию социализации. Ритуал – форма символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и проявляющаяся в регламентированной последовательности действий. Ритуал, по Дюркгейму, представляет собой процесс автокоммуникации, когда общество направляет сообщение самому себе. Пространство ритуала конструируется отделением от повседневности, помещением в чрезвычайные условия, возвращением в повседневность уже в качестве «посвященного». Этот процесс осуществляется с помощью символов, транспортирующих смыслы в сознание участников ритуала. В этом смысле ритуал представляет собой важнейший и древнейший способ внушения. Смысл ритуала направлен на достижение сплоченности. С помощью ритуала коллектив периодически обновляет свои переживания и тем самым свою социальную сущность, т.е. постоянная актуализация социального опыта позволяет коллективу выжить. Дюркгейм подчеркивал также психотерапевтический эффект ритуала, создание с помощью ритуала психологически комфортного социального бытия.
К основным функциям ритуала можно отнести: обмен ценностями, узаконение мифов, шаблонизацию внешних форм поведения. Структура ритуала позволяет манипулировать ценностной ориентацией участников ритуала и, таким образом, представляет собой средство социально-психологической легитимации. Высшей инстанцией подобной легитимации является политическая идеология (мифология). Посредством повторения стандартизированных действий, ритуал вносит успокоение в массовое сознание, освобождая индивида от бремени свободы и личной ответственности. Смысл ритуала состоит в манипулировании символами. Политический ритуал представляет собой стандартизированное повторение политически значимых действий, идеологически (мифологически) санкционированных и инсценированных, целью которых является укрепление социально-политического порядка. Таким образом, политические ритуалы направлены на поддержание стабильности в обществе.
Как и пространство ритуала, СМИ формируют определенную символическую реальность, производя и продвигая множество современных мифов, которыми заполнено наше социальное пространство. Можно сказать, что в настоящее время формы политического ритуала реализуются в составе политических технологий, используя возможности СМИ.

Литература.
1. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре [Электронный ресурс] / А.К.Байбурин. – Режим доступа: http://www.dobre.ru/book.
2. Бурдье, П. Социология социального пространства [Текст] / П.Бурдье. – СПб, 2005
3. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции [Текст] / Е.Л.Доценко. – М., 1997.
4. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Кара-Мурза. – М., 2000.
5. Костенко, Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации [Текст] / Н.В.Костенко. – Киев, 1993.
6. Поцелуев, С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме [Текст] / С.П. Поцелуев // Полис. – 1999. – № 5.


Осташова Н. В. СМИ как средство формирования символического пространства социума и политический ритуал/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 253-255.

Hosted by uCoz