В начало
Вадим Петров К 40-ЛЕТИЮ ПОКОЛЕНИЯ «МЕЧТАТЕЛЕЙ»: ОТ МИФОВ «ЭПОХИ ХИППИ» И «СТУДЕНЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» 1968 ГОДА – К РИТУАЛАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В мае 2008 года европейское сообщество вспоминало события «точки бифуркации» современной истории – масштабные социально-политические и культурно-идеологические волнения весны 1968 года. Как и в эпоху «осевого времени», происходящие процессы затронули сначала почти все европейские страны, а с ними – и весь остальной глобализирующийся мир. Поколение «Мечтателей», как емко обозначил его режиссер и сценарист Бернардо Бертолуччи в своем культовом одноименном фильме (2003), своего духовного самоосознания и кульминации развития достигло именно весной 1968 года. Главной идеей событий тех недель стали идея протеста и борьба за свободу – от политических требований «пражской весны» и социальных претензий французских и английских студентов до утопического движения хиппи и знаменитой «сексуальной революции». Каждое из этих политических и культурных процессов, затронувших базовые культурные основы и изменивших дальнейшую эволюцию западного общества, как губка впитывало в себя все кипящие в головах людей (как рабочих и массовой молодежи, так и виднейших университетских интеллектуалов) идеи и надежды нового послевоенного поколения. Однако революция закончилась так же быстро и неожиданно, как и началась. Уже осенью, после летних каникул студенты вернулись в аудитории, а через год знаменитый первый «Вудсток» 1969 года ознаменовал собой по характеристикам современников закат эпохи «шестидесятников» и хиппи, крушения романтических гуманистических замыслов. Почему так произошло?
Любой современный исследователь сможет назвать множество причин краха эпохи социальных бунтов конца 60-х годов ХХ века – от стихийности тех событий, отсутствии единого управленческого центра и идеологической разнородности протестующих до исторически логического банкротства любых романтических устремлений народных масс и молодежи. Так или иначе, для нас этот вопрос не является основным, поскольку события того времени были исторически уникальными и неповторимыми. Для эпохи постиндустриального, постэкономического мира оказался актуальным другой вопрос – при постепенном возврате к традиционным и консервативным ценностям значительной части европейских сообществ, полном или частичном осуждении социальных трансформаций и практик той эпохи, одновременного поглощения идей 68-го года массовой культурой, выставления лозунгов и имен того краткого исторического момента как брендов на новых рынках уже окончательно глобализированного мирового общества. Преобразования «шестидесятников» были пережеваны новым поколением политиков и идеологов (зачастую из тех, кто и вершил те памятные события), превращены в политические технологии и идеологический товар и выдворены в символическую, знаковую область, в царство симулякров.
Таким образом, основное противоречие и главный исторический конфликт итогов событий «пассионарного» 1968 года состоит в имитации изначальных идей и трендов «студенческой» и «пражской» революций в современных торговых марках, политических технологиях и социальных ритуалах. Когда в рамках очередной политической акции или рекламной кампании вновь «всплывают» старые добрые и отложенные в генетической памяти современного человечества лозунги «всего и сразу», «требуйте невозможного» и т.д., кукловоды массовых демонстраций никогда не напомнят толпе об печальных исторических итогах поколения конца 60-х годов ХХ века. Сегодня как в социологической и философской мысли, так и в текстах современных художественных произведений [3; 4; 5] ведущих мировых писателей можно встретить упреки и обвинения к «золотой молодежи» 60-70-80-х годов в сопричастности не только к общечеловеческому прогрессу, но и к наихудшим проявлениям этих процессов в лице бума наркомании, политического и религиозного экстремизма, разрушения семьи, культа красивой и развратной жизни, наступления эпохи «золотого миллиарда» и нового мирового порядка и другим подобным остро негативным явлениям современного мира.
Избитый термин «золотая молодежь» упомянут нами не случайно. Не секрет, что основными акторами как студенческих волнений 1968-го года в Европе, так и всех других заметных социокультурных процессов той эпохи была именно эта прослойка, а многочисленные последователи и подражатели уже представляли собой массовую молодежь и обыкновенную толпу. Студенты и молодые интеллектуалы Сорбонны и британских университетов, главным образом, гуманитарных факультетов, находились в гуще передовых социальных и философских течений тех лет, и в порыве идеи бунта и утопических левых умонастроений, мечтали преобразить мир. Для многих других участников тех событий и более поздних последователей эти бурлящие общественные процессы представляли собой лишь красивую обертку, идеологию, которая могла привлекать следованием новой социальной моде и возможностью влиться в высшие круги. Не все из участников тех событий действовали бескорыстно; именно из этих прагматиков и сформировалась новая политическая элита Европы и ряд международных деятелей. Благодаря участию в «студенческой революции» или «пражском восстании», многие молодые и целеустремленные лидеры смогли сделать себе блестящую карьеру, стать новой национальной или международной элитой; именно они и превратили личный опыт в обкатанные политические технологии, а неугасающий общественный интерес к той эпохе – в ритуалы поклонения символическим артефактам 68-го года.
Несмотря на различные исторические издержки, мы считаем, что молодежь 1968 года совершила масштабный социально-духовный подвиг, критически переосмыслив базовые консервативные ценности и общественные догмы западного мира, бросив вызов формировавшемуся обществу потребления и начав творческий экзистенциальный поиск новых форм личностного и социального бытия. Впервые в социальной истории целое поколение молодежи огромного региона планеты, межнациональное и мультикультурное, отвергло предначертанный буржуазной традицией жизненный сценарий и смогло объединиться, сформировать новые ценности, основанные на гуманизме, любви и уважении к свободе. И ушло в небытие, не удержав до конца взятой на себя ноши. Эра Любви и Добра, скорого пришествия которой жаждали хиппи, так и не наступила. Для современных поколений достижения 1968 года оказались недоступными, и не столько из-за общественного осуждения итогов настоящих событий, сколько из самой природы, онтологической сущности новых поколений.
Многочисленные социологические исследования [2] молодежи конца 1990-х годов – начала 2000-х показали высокий уровень прагматичности, утилитарности, консервативности жизненных притязаний и ценностей молодого поколения. Новейшие поколения неожиданно для социологов оказались более приверженными традиционным европейским ценностям и потребительскому отношению к жизни, чем их утопически и протестно-настроенные предшественники. Молодежью начала XXI века уже не воспринимаются идеи социального равенства, общественной справедливости, стремления изменить мир. В своей социальной апатии и духовной бесплодности пост-индустриальные поколения оказываются намного более потерянными, чем уже состарившиеся первые хиппи, панки и растаманы.
В этих условиях любые попытки политиков или других заинтересованных лиц под тем или иным предлогом втянуть такие сообщества в «новый 1968 год» обернутся лишь ортеговским «восстанием масс», при этом еще более бессмысленным и беспощадным, чем пушкинский русский бунт. Такая толпа не осознает никаких связей с прошлым, этосом и личностной ответственностью. Многочисленные бархатные и оранжевые революции, в своей электоральной направленности ориентировавшиеся в основном на молодежь, наглядно продемонстрировали условия создания условного временного народа, крушащего собственные ценности по сценариям и лозунгами все той же «студенческой революции», но уже с другими, сугубо индивидуалистскими целями.
Все достижения 1968 года как-то вдруг оказались ненужными и были забыты. В век диктатур молодежь мечтала о студенческом самоуправлении в университетах, о мире без границ, о широких гражданских правах. Когда же многое из ожидаемого и требуемого оказалось доступным, но уже следующему поколению, эти возможности были восприняты как должное и не интересное для использования в повседневности. Неслучайно сегодня в обществах современного типа векторы социокультурной и политической среды направлены на циничную «утилизацию» молодежи как трудового, электорального и экономического ресурса. Молодежь в постиндустриальном обществе перестала выступать в качестве самостоятельного и заметного актора социальной трансформации; она утратила возможности, способности и желание участвовать в приятии решений. Именно против этого боролось поколение 68-го года.

Приложение: лозунги 68-го года [6]:
1. Nous ne voulons pas d’un monde où la certitude de ne pas mourir de faim s''échange contre le risque de mourir d’ennui. (Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки).

2. Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau. (Те, кто делают революцию наполовину, роют себе могилу. (Сен-Жюст)

3. On ne revendiquera rien, on ne demandera rien. On prendra, on occupera. (Мы не будем ничего требовать и просить: мы возьмём и захватим).

4. Plebiscite : qu’on dise oui qu’on dise non il fait de nous des cons. (Как ни проголосуешь на плебисците, «да» или «нет», из тебя всё равно сделают козла! По ритмике, смыслу и лексике почти точно соответствует русскому «Голосуй, не голосуй, всё равно получишь …», причём эти лозунги, очевидно, возникли независимо).

5. Depuis 1936 j’ai lutté pour les augmentations de salaire. Mon père avant moi a lutté pour les augmentations de salaire. Maintenant j’ai une télé, un frigo, une VW. Et cependant j’ai vécu toujours la vie d’un con. Ne négociez pas avec les patrons. Abolissez-les. ( С 1936 года я боролся за повышение зарплаты. Раньше за это же боролся мой отец. Теперь у меня есть телевизор, холодильник и фольксваген, и всё же я прожил жизнь, как козёл. Не торгуйтесь с боссами! Упраздните их!).

6. Le patron a besoin de toi, tu n’as pas besoin de lui. (Ты нужен шефу, а он тебе нет).

7. Travailleur: Tu as 25 ans mais ton syndicat est de l’autre siècle. (Рабочий! Тебе 25 лет, но твой профсоюз из прошлого века!).

8. Soyez réalistes, demandez l’impossible. (Будьте реалистами, требуйте невозможного! Че Гевара)

9. On achète ton bonheur. Vole-le. (Твоё счастье купили. Укради его!).

10. Sous les pavés, la plage! (Под булыжниками мостовой — пляж!).

11. Ni Dieu ni maître! (Ни Бога, ни господина!).

12. Soyons cruels (Будем жестокими!).

13. Vivre sans temps mort — jouir sans entraves. (Живи, не тратя время (на работу), радуйся без препятствий!).

14. Il est interdit d’interdire. (Запрещать запрещается).

15. Dans une société qui a aboli toute aventure, la seule aventure qui reste est celle d‘abolir la société. (В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра — отменить общество!).

16. L‘émancipation de l‘homme sera totale ou ne sera pas. (Освобождение человечества будет всеобщим либо его не будет).

17. La révolution est incroyable parce que vraie. (Революция невероятна, потому что она настоящая).

18. Je suis venu. J‘ai vu. J‘ai cru. (Пришёл. Увидел. Поверил).

19. Cours, camarade, le vieux monde est derrière toi! (Беги, товарищ, за тобой старый мир!).

20. Il est douloureux de subir les chefs, il est encore plus bête de les choisir. (Тяжело подчиняться начальникам, но ещё глупее их выбирать).

21. Un seul week-end non révolutionnaire est infiniment plus sanglant qu‘un mois de révolution permanente. (Один уик-энд без революции гораздо более кровав, чем месяц перманентной революции).

22. Le bonheur est une idée neuve. (Счастье – это новая идея).

23. La culture est l‘inversion de la vie. (Культура — это жизнь наоборот).

24. La poésie est dans la rue. (Поэзия на улицах!)

25. L‘art est mort, ne consommez pas son cadavre. (Искусство умерло, не пожирайте его труп).

26. L‘alcool tue. Prenez du L.S.D. (Алкоголь убивает. Принимайте ЛСД).

27. Debout les damnés de l‘Université. (Вставай, проклятьем заклеймённый университет!).

28. SEXE : C‘est bien, a dit Mao, mais pas trop souvent. (СЕКС: Это хорошо, - изрек Мао, - но не слишком часто. (Пародия на популярные среди левых цитаты Мао Цзэдуна).

29. Je t‘aime! Oh! dites-le avec des pavés! (Я тебя люблю! О, скажи мне это с булыжником в руке!).

30. Camarades, l‘amour se fait aussi en Sc. Po, pas seulement aux champs. (Товарищи! Любовью можно заниматься и в Школе Политических наук, а не только на лужайке).

31. Travailleurs de tous les pays, amusez-vous! (Пролетарии всех стран, развлекайтесь!).

32. L’imagination au pouvoir. (Вся власть воображению!).

33. Le réveil sonne: Première humiliation de la journée! (Звонит будильник. Первое унижение за день).

34. Imagine: c’est la guerre et personne n’y va! (Представь себе: война, а на неё никто не пошёл!).

Литература.
1. Битники и хиппи – история движения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://www.newtech.ru/~gradient/glc/hiррy.html.
2. Запесоцкий, А.C. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор [Текст] /А.C. Запесоцкий // Социс. – 2006. – №12. – С. 98-104.
3. Кундера, М. Невыносимая легкость бытия [Текст] /М. Кундера ; пер с чешск. Н. Шульгиной. – СПб. : Амфора, 2001.
4. Уэльбек, Э. Возможность острова [Текст] /Э. Уэльбек ; пер с фр. И. Стар. – М. : Иностранка, 2006.
5. Уэльбек, Э. Элементарные частицы [Текст] / Э.Уэльбек ; пер.с фр. И. Васюченко, Г. Зингера. – М. : Иностранка: Б.Г.С. – Пресс, 2001.
6. Майские события во Франции 1968 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isf.org.uk/ISFJournal/NextStep/ISF4/MayJune68.htm.


Петров В. Е. К 40-летию поколения «мечтателей»: от мифов «эпохи хиппи» и «студенческой революции» 1968 года – к ритуалам потребления культуры в информационном обществе/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 258-263.

Hosted by uCoz