В начало
Элеонора Петрова, Владимир Штроо ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОГО МИФА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодняшний темп технических инноваций и изменений социальной среды предъявляет жесткие требования к современным организациям. Для того чтобы выжить и добиться успеха, организации необходимо реагировать на изменения среды, иметь собственный инновационный потенциал и быть эффективными.
Немногие организации обладают необходимыми ресурсами для того, чтобы соответствовать этим требованиям. В первую очередь, увеличением объема информации, необходимого для принятия решений. В нестабильных и небезопасных условиях все больше организаций начинает сознательно или несознательно прибегать к построению собственной мифологии, задающей жесткие фильтры для новой информации, и ценностные (в противовес информационным) ориентиры для деятельности.
Содержание таких мифов, в первую очередь, задает рамки гибкости поведения организации, устанавливает, какая информация будет получена из среды и в какие сроки, и как именно организация откликнется на нее. Признавая важность мифа, отметим, что его изучение должно производится на уровне формальной группы, так как наличие границ (структурных, территориальных, и пр.) между группами способствует созданию собственных групповых мифологий в пределах одной организации.
Общая форма деятельности является определяющей среди детерминант содержания группового мифа, т.к. именно этот параметр определяет и систему внутренних коммуникаций в группе, цели, на которые ориентированы члены группы, систему управления этой группой, и специфику ее деятельности в организации [4].
Групповой миф – это совокупность убеждений, ценностных ориентаций и ожиданий, выражающаяся в форме дискурса, присущая всем членам группы и постоянно наличествующая в группе.
В узком смысле групповой миф – эмоционально насыщенный рассказ о событиях, используемый для объяснения первопричин, а также не вызывающая сомнений уверенность о практических преимуществах конкретных техник и моделей поведения [7]. Благодаря знаковой природе мифа он может быть насыщен глубоким эмоциональным или ценностным значением, и благодаря этому становится идеологическим инструментом.
Сравнивая сакральные мифы нецивилизованных племен и современные мифы, можно обнаружить много общих черт между ними. Понимание мифа как рассказа о прошлом, создающего модель для настоящего и будущего, и объясняющего окружающий мир и пути его становления. Эта модель и в том, и в другом случае включает в себя следующие составляющие:
1. Представление группы о себе и своем месте;
2. Ценности группы, стимулирующие то или иное;
3. Нормы и правила поведения членов группы (в группе и с членами других групп), запреты (табу);
4. Комплекс действий, направленных на поддержание существующего положения вещей, утверждения мифа (ритуалы).
Целью эмпирического исследования было изучение особенностей мифа в группах с различной формой совместной деятельности. Понятие группового мифа операционализировалось следующим образом: это насыщенный эмоциональным и/или ценностным содержанием рассказ о реальных событиях. Немаловажными признаками мифа (и отличиями его от обычной истории) является его повторяемость в коммуникациях группы, и обязательное знакомство с ним новичков в процессе включения их в смысловое пространство группы.
Под формальной группой понималась группа, объединенная одной формой деятельности, выполняющая общую задачу, и являющаяся структурной единицей организации. Однако возможно выявление нескольких мифов в рамках различных неформальных групп в рамках формальной, так как каждая неформальная группа будет обладать собственными групповыми процессами [1], и собственными мифами.
Основная гипотеза исследования: содержание группового мифа будет детерминироваться формой совместной деятельности группы (формы совместной деятельности – по классификации Л.И. Уманского и П.В. Малиновского [4]).
Предметом исследования выступили содержательные особенности группового мифа:
• представление группы о самой себе и своем месте в окружающей среде (этой средой будет группа больших размеров: организация, если речь идет о формальной группе, или формальная группа, если речь идет о неформальной группе);
• ценности, присущие этой группе, и выявляемые в мифе в виде определенной морали, или вывода;
• нормы и правила действия группы, в виде запретов (табу) и санкций за их нарушение;
Выборка. В исследовании приняло участие 63 человека (4 формальные группы организаций различной направленности), проработавшие в своих группах не менее 8 месяцев, из них 100% приняли участие в письменном исследовании, 35% (22 человека) в очном интервью.
Методика. Данные, полученные зарубежными исследователями группового мифа в организации [6, 7] свидетельствуют о том, что миф не может быть исследован количественными методами. Поэтому исследование включало в себя как количественные, так и качественные методы. Для изучения группового климата была использована экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка, А.Ю. Шалыто. Для получения общих сведений о специфике деятельности группы и ее взаимодействия с внешней средой, мифах, бытующих в группе в форме идеологически маркированных рассказов о прошлых событиях, о ритуалах в форме традиций, использовалось полустандартизированное интервью. Наличие неформальных групп изучалось с помощью методики Ценностно-Ориентационного Единства (ЦОЕ). Форма совместной деятельности исследовалась двумя путями: экспертной оценкой исследователя, учитывавшей характер задачи способы взаимодействия при их решении, и самооценка членов группы.
Для диагностики группового мифа использовалось, помимо интервью, две авторские методики – методика незаконченных предложений и методика «Сказка о группе». Методика незаконченных предложений была разработана на основе выделенных в теоретическом анализе структурных компонентов содержания мифа. Методика «Сказка о группе» основывалась на том, что сказка сама по себе является упрощенной формой мифа, однако сохраняет те же тенденции в виде отношений между объектами [5], те же ценностные и нормативные ориентации [2, 3], и в качестве исследовательского метода может дать четкое представление о мифах, т.к. не требует апелляции к случившимся событиям. Сказка – проективный метод, позволяющий респонденту смоделировать групповой миф без какой-либо ограничивающей «привязки» к реальности, и в то же время сохраняет те отношения, нормы и ценности, которые ложатся в основу реальных групповых мифов.
Анализ сказок респондентов производился по следующей схеме. Во-первых, анализировалась общая направленность сказки: положительная по отношению к группе, отрицательная, или нейтральная – т.н. «защитная», являющаяся уклонением от задания, сказка-отписка, редуцированная до нескольких шаблонных предложений, или сказка о себе, а не о группе. Далее, содержание сказки подвергалось контент-анализу по следующей схеме:
• персонаж сказки в описании большинства респондентов;
• основная фабула сказки (сюжет);
• «мораль» сказки – т.к. она не выводится в явном виде, то в этой категории выделялись поощряемые черты поведения героя или героев.
Процедура исследования. На первом этапе респонденты заполняли письменные методики в виде опросника. После сбора опросников на протяжении 1-2 рабочих дней проводилось выборочное интервью. Респонденты для интервью выбирались случайным образом.
Результаты. Основная гипотеза о том, что содержание группового мифа, конкретизированное в ценностях, будет детерминироваться формой совместной деятельности группы, по результатам исследования подтвердилась (см. Табл. 1), где представлены ведущие формы совместной деятельности и ценности групп.
Таблица 1.
Соотношение форм совместной деятельности и ценностей у 4 групп.
Форма совместной деятельности Ценности группы
Группа 1 Совместно-индивидуальная (инновации, индивидуализм, гибкость)
Совместно-творческая (креативность, сотрудничество, самоактуализация) Индивидуализм, сотрудничество, готовность помочь, креативность, успешность, эффективность.
Группа 2 Совместно- индивидуальная Индивидуализм, умение отстаивать свои интересы, гибкость и находчивость, лояльность к коллективу, взаимовыручка.
Группа 3 Совместно-взаимодействующая (коллективизм, согласованность) Коллективизм, ответственность перед группой, стабильность, креативность, готовность к напряженной работе, совместное решение проблем.
Группа 4 Совместно-творческая Командная работа, сотрудничество, находчивость, коллективизм, взаимовыручка, профессионализм, спокойствие, ответственность
В этой же таблице можно увидеть специфические для каждой группы ценности. Они есть главный атрибут мифов, бытующих в группе.
Выводы:
• Групповой миф создается под влиянием ценностей, бытующих в группе: задаваемых формой совместной деятельности, и специфичных для группы.
• Групповой миф может быть реконструирован через истории группы, если в них присутствует ценностная ориентация, и если они стимулируют некоторое поведение или задают нормы.
• Групповой миф различается в неформальных группах внутри формальной, и объясняет и оправдывает отношения между ними.
• Групповой миф отражает форму совместной деятельности группы, специфику ее деятельности, а также специфику взаимоотношений со средой и с другими группами в рамках организации.

Литература.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2004. – 365 с.
2. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М. : Академический проект, 2008. – 555 с.
3. Малиновский, Б. Роль мифа в жизни / Б. Малиновский // Малиновский Б. Магия, наука, религия. – М. : Рефл-бук, 1998. – С. 94-108.
4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина ; – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2002. –560 с.
5. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – М. : Лабиринт, 2004. – 336 с.
6. Agmon, O. The myth of creation: a construct in organization reading / O. Agmon. – The Fielding Institute, 1991.
7. Boje, D. Hegemonic stories and encounters between storytelling organizations / D.Boje, J.Luhman, D. Baack, // Journal of Management Inquiry. – 1999. – Iss. 8. – pp. 340–360.


Петрова Э. С., Штроо В. А. Особенности группового мифа при различных формах организации совместной деятельности/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 263-266.

Hosted by uCoz