В начало
Дарья Погонцева ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕЛЕСНОЙ КРАСОТЕ (В СОВРЕМЕННЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ)

Телесная красота в современных зарубежных работах пересекается с такими понятиями как «имидж тела», образ Я, аттрактивность внешнего облика, самооценка и самовосприятие. Следует так же отметить, что в большинстве исследований объектом изучения являются женщины и женское тело, что обусловлено тем, что индустрия красоты в большинстве случаев рассчитана на женскую аудиторию (спа-салоны, фитнесс центры, косметика, пластические операции). Каждая вторая реклама демонстрирует современные «идеалы красоты», стандарты, к которым следует стремиться. В связи с этим, в современной Европе и Америке можно выделить целое направление социально-психологических и медико-психологических исследований, посвященных проблемам определения рамок понятия «красота» и поведения женщин, в связи с их стремлением достичь этого стандарта. Оценивая свою привлекательность или внешность других чаще всего используют 3-х бальную шкалу оценки: физически непривлекательный; физически привлекательный; обладающий ординарной внешностью [1].
Л. Кирквуд [2] рассматривает в своих работах проблему изображения тела; своей целью он видит помощь в борьбе изменить «способ», которым мы смотрим на себя и на других. Т.е. изменить наше стереотипное суждение и оценку себя и других. При использовании человеческого тела как предмет, он не только рассматривает проблему эстетической оценки человеческой внешности (лицо и фигура), но и имеет дело с самооценкой, исследуя понятие красоты. Однако, как отмечает Л. Кирквуд, «наша культура стала поглощенной изображением тела». Кроме того, мы позволяем так называемой «промышленности красоты» определять наше отношение к своему и чужому телу, влиять на наши оценки, а как факт суждения и взаимодействие. Но, по мнению Л. Кирквуда есть другие способы определить красоту, однако мы должны научиться признавать, что реклама не есть часть действительности. Мы должны начать видеть здоровые тела как идеал, и мы должны ясно дать понять, что хорошее здоровье не определено размером; это – государство физического, умственного, и социального благосостояния. В данной работе Л. Кирквуд отмечает, что СМИ и реклама влияют на здоровье человека как на физическом так и на психологическом и психическом уровнях. Так в лонгитюдном исследовании Х. Донт и М. Тиггеманна [3] принимали участие девочки в возрасте 5-8 лет, авторы исследовали стремление девочек соответствовать идеалу красоты, который пропагандируется СМИ и рекламой. Было выявлено что, у большинства девочек наблюдалось желание уменьшить свой вес, что дополнялось низким уровнем чувства самодостоинства. Таким образом, уже школьного возраста девочки живут в культуре, в которой СМИ навязывают стереотип аттрактивности, который отрицательно влияет на развитие образа тела и чувства собственного достоинства. И уже в этом возрасте девочки начинают соблюдать диету для сброса лишнего веса (который объективно отсутствует), что приводит к различного рода физиологическим изменениям их здоровья, многие из которых необратимы.
Однако не только СМИ и реклама влияют на наше самовосприятие и самооценку, Как отмечает Т. Льечти [4] огромное значение оказывает влияние родителей (особенно матери) на оценку собственной привлекательности. В ходе своего исследования Т. Льечти выявила, что оценка собственной привлекательности женщин зависит от отношения их матерей к внешности дочерей и установкам родителей о том, как следует выглядеть. Было отмечено, что эти установки сохраняются на протяжении всей жизни.
Д.Синг [5] отмечает, что физическая привлекательность, аттрактивность и/или красота – влияет на межличностные отношения, однако не следует забывать, что не стоит судить книгу по обложке. Физически привлекательными женщинами восхищаются и их красота оплачивается, например фотомодели, актрисы кино. При этом их обвиняют в том, что они ответственны за популяризацию диет, ненормально низкого веса и расстройств пищевого поведения. Аргумент, что сказки и СМИ связывают физическую красоту с положительными признаками, не объясняет, почему дети 14 часов от роду, которым показывали фотографии задерживали взгляд на красивых лицах и практически не смотрели на внешне не аттрактивных.
Д.Синг [5] отмечает, что хотя люди не осознают такой связи, они все находиться во власти физической привлекательности.
Интересное, сточки зрения влияния СМИ кросскультурное исследование проводили М. Тови, В. Свами, А Фурман и Р. Мангалпарсад [6]. В ходе сравнения представлений о красоте среди жителей Южной Африки (Зулусы), где европейская реклама практически отсутствует, и Великобритании (Европейцы), которые живут в мире рекламы и СМИ, были получены устойчивые различия. Так в Великобритании излишний вес – ассоциируется с болезнью и как результат, тело оценивается как не красивое, в то время как в Южной Африке, наоборот красивыми называются женщины с излишним весом.
Так как масса тела – важный фактор в восприятии физической привлекательности Тови М., Дж.Л. Эмери и Е.М. Коэн-Тови [7] хотели определить, влияет ли предполагаемая переоценка массы тела, на оценку привлекательности других. В их исследовании 204 женщины (31 – страдающих отсутствием аппетита, 30 булимией и 143 контрольная группа) должны были оценить свою массу тела, оценить массу тела и привлекательность 25 девушек изображенных на фотографиях. Оказалось что женщины, страдающие пищевыми расстройствами, чаще ошибались в оценке, как своего веса, так и представленных на фотографиях. Они также оценивали как более привлекательных – женщин с более низким весом.
Троттиер К. и др. [8] выявил, что оценка пациентов с пищевыми расстройствами привлекательности женщин с избыточным весом была значительно более негативной, чем у студентов последнего курса ВУЗа. Пациенты также оценивали женщину с избыточным весом как менее популярную и аттрактивную. Наконец, участники исследования с нарушениями питания оценили женщину с избыточным весом, как более тяжелую, чем она есть на самом деле и как менее интеллектуально развитую, в отличие от студентов последнего курса студентов. Результаты данного исследования, показывает что оценка других людей на прямую связана с самооценкой и самовосприятием.
М. Макино, М. Хашизуме и др. [9] исследовали установки и стереотипы студентов о приеме пищи и теле. Ими было выявлено, что по сравнению с предыдущими годами, вырос процент людей придерживающихся диетического питания, которые стремились к снижению веса. Эта тенденция наблюдалась и у молодых людей и у девушек, однако у девушек этот процент был значительно выше. Таким образом, они делают вывод о том, что для Пекина культура красоты стала приближаться к «американскому» образцу, для которого типично идеализирование чрезмерно худых фигур, с красотой. Как подчеркивают авторы эта тенденция наблюдается с того момента как в Пекине стала появляться Европейская реклама.

Литература.
1. Klein, H. Massages about physical attractiveness in animated cartoons. [Text] / H. Klein, K.S. Shiffman // Body Image. – 2006. – Dec. – Vol.3. – Issue 4. – P 353-363.
2. Dohnt, H. The Contribution of Peer and Media Influences to the Development of Body Satisfaction and Self-Esteem in Young Girls: A Prospective Study [Text] / H. Dohnt, M. Tiggemann // Developmental Psychology. – 2006. – Vol. 42. – Issue 5. – September. – P. 929-936.
3. Kirkwood, L. An Artist''s Perspective on Body Image, the Media, and Contemporary Society [Text] / L. Kirkwood // Journal of Nutrition Education and Behavior Volume 37, Supplement 2. – November-December 2005. – P. S125-S132.
4. Liechty, T. Body image and beliefs about appearance: maternal influences and resulting constraints on leisure of college-age women [Text] / T. Liechty // A thesis submitted to the faculty of Brigham Young University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Science, Department of Recreation Management and Youth Leadership Brigham Young University, April 2004.
5. Singh, D. An evolutionary theory of female physical attractiveness [Text] / D. Singh D. // Psi Chi. – Vol. 10. – No. 3. – P. 18-19, 28-31.
6. Tovée, M.J. Does hunger influence judgments of female physical attractiveness? [Text] / M.J. Tovée, V. Swami // British Journal of Psycholohy. – 2006. – Aug. – 97 (Pt 3): 353-363.
7. Tovée, M.J. The estimation of body mass index and physical attractiveness is dependent on the observer''s own body mass index [Text] / M.J. Tovée, J.L. Emery, E.M. Cohen-Tovée // Proceedings. Biological Sciences The Royal Society. – 2000. – Oct. – № 267 (1456). – P. 1987-1997.
8. Trottier, K. Weight-related other evaluation in eating disorders [Text] / K. Trottier, T. McFarlane, M. Olmsted, J. Polivy // Eating and Weight Disorders: EWD. – 2005. – Dec. – 10(4): 258-263.
9. Makino, M. Comparative study of attitudes to eating between male and female students in the People''s Republic of China [Text] / M. Makino, M. Hashizume, K. Tsuboi, M. Yasushi, L. Dennerstein // Eating & Weight Disorders. – 2006. – September. – Num. 11. – Issue 3. – P. 111-117.


Погонцева Д. В. Влияние СМИ на представление о телесной красоте (в современных зарубежных исследованиях)/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 266-269.

Hosted by uCoz