В начало
Евгений Попов ДАР, ЧЕСТВОВАНИЕ И ЛИШЕНИЕ КАК РИТУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ К ВЫСШИМ СИЛАМ

Обряды и ритуалы являются естественными способами упорядочивания мира, так как имеют прямую связь с культурным наследием народов и неотъемлемой частью их жизненного устоя. У каждого народа имеются свои церемонии, которые присущи только ему, и не присутствуют в других культурах. В представлении каждого такого общества ритуалы являлись силой, делающей мир более совершенным.
Религиозные обряды можно подразделить на два вида, которые, однако, на практике сливаются между собой. Они имеют изобразительно – знаменательное, или символическое значение, являясь драматическим выражением религиозной мысли, или пантомимным языком религии, и представляют средство общения с духовными существами или воздействия на них. Все эти обряды издавна в рудиментарном виде встречаются в культуре дикарей, все они налицо в эпоху варварства и, наконец, представлены и в новейшее время. Эти обряды – молитва, жертвоприношение, пост, обращение на восток и очищение.
Богословы развитых религий обращали свое внимание исключительно лишь на одну обрядовою сторону жертвоприношения, с которой они сталкивались, и поэтому затемнили мистикой такие церемонии, которые доступны весьма простому, рациональному объяснению, если проследить их этнографически, начиная от ранних форм. У примитивных людей абстрактная грань между душой и божеством исчезает, так как у них часто божественные человеческие души бывают теми самыми божествами, которые принимают жертвы.
Категорий жертвоприношения можно сгруппировать сообразно способам, которыми дар приносится верующими и принимается божеством. Предполагается, что божество принимает и ценит жертву ради нее самой. Таким образом, совершенный обряд выказывает уважение божеству в форме приношения. Смысл такой ритуальной акции заключается в лишении себя чего-нибудь ценного. В этих идеях различают три теории.
1. Теория дара: это зачастую дикий способ приношения без всякой мысли о том, как примет дары и что сделает с ними принимающий. Она представляет собой первобытную и самою зачаточную форму жертвоприношения. В Новой Зеландии существует обряд, называемый уангайгау (кормление ветра) [1, С. 497].
2. Теорию чествования: здесь совершается переход от неосмысленного приношения подношений натурой к церемониальному обряду почитания, в котором чествующие планировали склонить к себе милость богов, с помощью посредников, чью роль играли различного вида жрецы. В отличие от Теории дара, действия эти носили полностью осмысленный характер и имели определенное время проведения. Например, у негров Сьерра-Леоне, которые приносят в жертву быка с целью «сильно порадовать и сделать добро курусам» [1, С. 511].
3. Теорию лишения или отречения: жертвоприношение заключается не в том, чтобы божество получило какой-нибудь драгоценный дар, а в том, чтобы поклонник пожертвовал им. Сущность такого обряда в лишении себя чего-либо, в самоотречении. Царь моавитянн, увидев, что победа склоняется не на его сторону, принес в жертву на городской стене своего старшего сына [1, С. 515]. Финикийцы приносили в жертву своих самых любимых детей [1, С. 515]. Они увеличивали ценность жертвы тем, что выбирали ее из благородных семейств, полагая, что угодность жертвы измеряется тяжестью потери.
Аналогичным примером могут служить обряд негров фанти приносящих в жертву местному фетишу людей и скот [1, С. 497]. Они убеждены, что вихрь уносит свои жертвы из телесного кружка жрецов и жриц, хотя вихрь и не ощущается присутствующими.
Священные животные в их многообразных воплощениях, представители, или символы божественных существ получают приношения пищи и питья, а иногда и другие дары. Примерами могут служить «солнечные птицы», для которых флоридские апалачи выставляют толченый маис и семена, или божества Полинезии, воплощающиеся в птиц и пожирающие жертвенную пищу и остатки человеческих жертвоприношений, которые выставляют для них на помостах. [1, С. 498] В круг священных животных, очевидно, включается и человек. Так, в Мексике поклонялись пленнику-юноше как живому представителю Тескатлипоки, и в честь него в течение месяца устраивались празднества, после чего он приносился в жертву на празднике олицетворяемого им божества [1, С. 498].
Если признать существующим факт, что божество действительно принимает приносимые ему яства или другие предметы, то это нужно понимать так: оно потребляет дух или душу приношений. Вещественная же сторона приносимого в жертву предмета может умереть, быть уничтоженной, изъятой, разрушенной или даже останется нетронутой. Это соответствует первобытному общераспространенному воззрению, будто жизнь есть кровь, и даже бестелесные духи считаются способными потреблять ее.
Жертвоприношение сопровождалось также определенными церемониями. Курение табака в наше время не имеет никакой религиозной цели. Однако если обратиться к истории, то можно увидеть, что оно занимает важное место в религиозных обрядах. Само по себе это действие было схоже с «огненными жертвами», что нам ясно показывает жертвоприношение зулусов, которые сжигали ароматические вещества вместе с жиром убитого животного [1, С. 502]. Также курение было распространено в странах Древнего мира. Об этом могут свидетельствовать различные фрески храмов с изображением данной церемонии, которая сопровождала жертвенные ритуалы. В храмах Древнего Египта на фресках было показано сжигание курительных шариков в курильницах перед изображениями богов во время совершения подношений или жертвенных церемоний. Эта традиция сохранилась в Китае, Индии, Тибете, где до сих пор образы божеств окуриваются ароматическими палочками. Огненная жертва весьма распространена в религии североамериканских племен. Так у алгоников существовал обычай на празднике бросать первый кусок пищи в огонь. Бросая в огонь жир духам, они просили помочь их помочь им отыскать пищу [ 1, С. 503].
В наше время ритуалы и обряды, cвязанные с жертвоприношением, приобретают новое значение, которое не имеет отношение к божеству (например, курение табака). Но они прочно закрепились в культуре каждого народа, так как формировали их развитие на протяжении все существования.

Литература.
1. Тайлор, Э.Б. Мифы и обряды в первобытной культуре [Текст] / Э.Б. Тайлор. – Смоленск, 2000. - 624 с.


Попов Е. В. Дар, чествование и лишение как ритуальные формы обращения к высшим силам/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 273-274.

Hosted by uCoz