В начало
Баскакова Н. В. Современные медиаритуалы как способ обретения идентичности

Сегодня роль культурных и религиозных практик эпохи до модерна, чаще всего, играют создающие неоднородную специфическую символическую систему масс-медиа, консолидирующие определенные культурные продукты, которые принимаются и соответствуют потребностям аудитории.
Повседневность современного человека пронизана медиамифами и медиаритуалами, которые представляют собой не только проявления так называемого постфольклора, но и являются способами конструирования социальной реальности и идентичности. Масс-медиа осуществляют конструирование социальной реальности, используя для этого средства совсем непохожие на инструменты классической рациональности, каковым была, например, аргументация. Различные виды масс-медиа предоставляют нам широкий спектр коннотаций визуального, аудиовизуального и литературного характера. Особого упоминания заслуживают гипертекстовые коннотации, используемые в сетевых масс-медиа.
И само медиапотребление является ритуализированной социальной практикой. Оно, безусловно, лишено сакрального измерения, но процедура чтения газеты за завтраком или просмотр футбольного матча за кружкой пива есть практики формирования социального смысла, практики включения в социальность, а также практики социальной идентификации и самоидентификации. Необходимо также обратить внимание на своеобразную ритмизацию универсума частной жизни регулирование ее интерактивной структуры средствами масс-медиа.
Ритуализация в масс-медиа может быть отмечена как форма социального контроля. Ритуальная практика предполагает возможность заимствования и преобразования иных культурных практик, включение их в ритуальный опыт и рассеивание их в повседневности уже как элементов нового медиаритуала. Вообще говоря, медиаритуализация – не только обособляет себя в ряду других социальных практик, но и подавляет некоторые из них, либо включает их в свою структуру в иерархизированном виде, иными словами, реализует властные отношения.
Современный человек уже не может быть исключен из структур медиатизированной повседневности. Однако, критический анализ медиаритуалов и медиамифов современности позволяет «без гнева и пристрастия» определить границы собственной идентичности в сложной структуре медиаландшафта [11].
Тысячелетия основным способом трансляции информации была устно-визуальная передача, довольно медленная, строго дозированная и доступная далеко не всем. Ускорение и популяризация начались с изобретением книгопечатания. В ХХ веке появление новых информационных технологий резко изменило ситуацию. В настоящее время огромный и стремительный поток информации буквально захлестывает как общество, так и отдельную личность. Нынешнее поколение подростков от 11 до 18 лет – первое выросшее в многомерном медиа пространстве [4, C. 69].
Особую роль в этом играет телевидение, прежде всего, потому, что в отличие от других медийных носителей, оно имеет возможность влиять на детей с самого раннего возраста. Стало общим местом говорить о пагубном воздействии ТВ на общий уровень культуры, понижении моральных критериев в обществе и т.д. [9]. Да, исследования показывают, что с каждым часом, проведенным за монитором, «ребенок в возрасте 8-16 запоминает в среднем на 6-8 слов меньше» [3], чем тот, кто занят чтением, играми, общением и пр. Формируется новое, «клиповое» сознание, для которого характерно отторжение сложной информации, отсутствие внимания, вдумчивости при потреблении продуктов духовного творчества, вследствие чего оказывается невозможным восприятие серьезного целостного художественного или музыкального произведения, – симфонии, романа, поэмы, даже трехчасового фильма. «Скачки» по каналам ТВ представляют самую распространенную форму проведения досуга. В связи с чрезмерным интересом к телевидению и видео в ущерб всей остальной духовной продукции стали говорить о формировании общности «видеотов».
Вместе с тем, именно телевидение конструирует в современной культуре особую картину мира, отражающую фрагменты научной, художественной, социальной и других картин мира, оно выработало объединяющие мировую аудиторию особые структурные образования – «мегамифы» детского сознания [6, С. 6], не считаться с которыми уже невозможно.
Наиболее адекватными для понимания социального образа человека информационного общества, отражающими бытие и сознание самого человека являются метафоры «фланёр», «турист», «бродяга» и «игрок» [10, С. 78].
Мы живем в период крайнего индивидуализма и в то же время – глубокой деперсонализации. Индивид стремится действовать в соответствии с собственными представлениями о жизни и своем назначении, делать «свое» дело, но все эти представления и способы жизни испытывают мощнейшие внешние давления и рано или поздно сводятся к стремлению соответствовать неким групповым субкультуральным стандартам, социальным ролям. От человека требуется только одно — отождествить себя с какими-то матрицами, принять такую матрицу как свою идентичность [8, С. 388].
В основе мотивации обращения к телевизионному общению лежит потребность человека в расширении объема информации об окружающем мире и о тех значимых событиях, которые происходят или могли бы происходить с его участием. Для телезрителей также актуальна возможность быть участниками взаимодействия с компетентными людьми и популярными личностями.
Способом жизни современной цивилизации является массовая культура – плоть от плоти, кровь от крови индустриализации, урбанизации, развития средств коммуникации, а теперь уже – информационного и постинформационного общества. Относиться к массовой культуре можно по разному, проклинать и заклинать ее, но нельзя не признать факт: она является буквальной реализацией великого проекта гуманизма Просвещения с его лозунгами «Все – во благо человека!», «Все – во имя человека!». И мы знаем этого человека! Это мы сами. В условиях рыночной экономики массовая культура нацелена на реализацию любых потребностей – были бы они выражены и проявлены. Массовая культура – общество, в котором реализован «основной закон социализма» (кто постарше – помнят): «все возрастающее удовлетворение всевозрастающих потребностей».
В современном мире происходит определенное изменение вектора духовного развития, что находит свое выражение в изменении основ традиционной культуры, для которой характерны приоритет слов над образами, рационалистический подход к творчеству, акцент на формальных аспектах, приоритет смыслового содержания и, как итог, сознательное превалирует над подсознательным. В современной культуре ситуация выглядит следующим образом: визуальное превалирует над словесным, формальное отступает перед повседневным, отвергаются рационализм и дидактизм, главным вопросом становится не смысловое содержание культуры, а сфера ее воздействия, подсознательное превалирует над сознательным, воздействие происходит через погружение потребителя, через стимулирование эмоциональной потребности в данном культурном продукте.
Телевидение сегодня с трансцендентной легкостью преодолевает барьеры реализма и романтизма, эстетики и морали. Сегодняшний иррационализм не освобождает человека от предвзятости видения, допускает разрыв с историей и культурой, в которой он социализирован.
«Обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это» [2, C. 49]. В этой гегелевской фразе заключена квинтэссенция психологии личности, содержащая две истины – первая: обстоятельства и мотивы могут господствовать над человеком, и вторая: они могут не господствовать над человеком, если он им этого не позволит. Существует система факторов, постоянно действующих на каждого из нас, и мы имеем возможность по этой системе плыть и к ней адаптироваться, но имеем возможность и эту систему трансцендировать, включив механизмы самодетерминации [5, C. 59].
М.К.Мамардашвили утверждал, что когда какие-то нравственные ценности и убеждения не опираются на сформировавшиеся личностные структуры, то это не убеждения, а кисель, потому что в реальной экзистенциальной ситуации они не воплощаются в реальный выбор [7, C. 44]. Для нравственного поступка недостаточно одних убеждений, а требуются специальные нравственные «мускулы», которые могут «наращиваться» только в диалогическом общении: «Я» является не субстанцией, а отношением с «Ты», благодаря чему осуществляется истинное предназначение человека. Речь, являющаяся основой человеческого бытия, согласно М. Буберу, признается «истинным признаком межчеловеческого сосуществования» [1, C. 72].
Современность бросает человеку многие вызовы, испытывающие на прочность его убеждения и сами основы Бытия. В то же время предоставляются и возможности найти правильный путь. Наша задача – найти его.

Литература.
1. Бубер, М. Я и Ты [Текст] / М.Бубер. – М. : Высшая школа, 1993.
2. Гегель, Г.В.Ф. Философская пропедевтика [Текст] / Г.В.Ф. Гегель // Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 тт. Т.2. – М. : Мысль, 1971.
3. Джекоби, С. Тупеющая Америка [Электронный ресурс] / С. Джекоби // The Washington Post. – 2008. – 20 февраля. – Режим доступа: http://www.inosmi.ru/stories/07/04/27/3511/239749.html.
4. Ленская, Н.А. Опыт приобщения к культуре в условиях «медиакратии» во Франции и в России [Текст] / Н.А.Ленская // Вопросы культурологии. – 2006. – № 8.
5. Леонтьев, Д. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации [Текст] / Д. Леонтьев // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1. – М. : Смысл, 2002.
6. Луков, М.В. Телевидение: конструирование культуры повседневности [Текст] / М.В.Луков. – М., 2006.
7. Мамардашвили, М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути) [Текст] / М.К.Мамардашвили. – М. : Ad Marginem, 1995.
8. Ницше, Ф. Избр. произв.: В 2 кн. [Текст] / Ф. Ницше. – М., 1990. Кн. 2.
9. Соловьев, В. Современное телевидение: гламурные подонки и служители Мамоны [Электронный ресурс] / В.Соловьев. – Режим доступа: http://fintimes.ru/24490.
10. Сощенко, И. Г. Индивидуальность и идентичность человека в условиях информационного общества [Текст] / И. Г. Сощенко // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2006. – Вып. 47.
11. Тарабанов, А.Э. Мифы и ритуалы медиатизированной повседневности [Электронный ресурс] / А.Э. Тарабанов. – Режим доступа: http://philosophy.pu.ru/docs/kafedra/anthrop/Tarabanov_net.htm.


Баскакова Н. В. Современные медиаритуалы как способ обретения идентичности/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 29-32.

Hosted by uCoz