В начало
Александра Семенова РЕВОЛЮЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РИТУАЛ В РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В начале ХХ века в России печатные СМИ стали стремительно развиваться, о чем свидетельствовал быстрый рост тиражей. Все большую популярность приобретали газеты, как мобильный источник актуальной информации. Однако и журналы не сдавали своих позиций, так как они пользовались авторитетом у образованной публики как средства формирования общественного мнения. Необходимо отметить, что определенную специфику в этот процесс вносил факт политизации общественной жизни накануне первой русской революции. Революционная тема была одной из основных в публикациях 1905-1906 годов. Этому способствовало и то, что цензурные условия в эти годы претерпели существенные изменения в сторону их либерализации.
Тем более в традициях XIX века за определенным журнальным органом стояла группа единомышленников, таким образом, «журнал направления» был востребован и в начале ХХ века.
Например, вокруг «Нового пути» (1903-1904) собрались модернисты, жаждущие социально-религиозных перемен, а журнал «Правда», выходивший в Москве в 1904-1906 годах, объединил марксистов и активно популяризировал позитивистские идеи.
В русском обществе начала ХХ века явно ощущался кризис традиционных ценностей. Безусловно, он был осознан в связи с увлечением философией Ницше, которая была очень популярна в русской образованной среде. Знаменитое ницшевское «Бог умер» определило «смерть» христианских ценностей, конец христианской мифологии как источника сакрализации жизни. Преодоление «смерти Бога» требовало нового мифа, так как демифологизированное существование воспринималось как нигилистическое, нетворческое, замкнутое в практически-обыденном.
Неомифология должна была удовлетворить эту потребность. Одним из основных мифов начала ХХ века был миф антропогонический – о создании «нового человека».
Самым замысловатым способом в нем переплеталось христианское представление о миссии (идеалисты – С. Булгаков, Н. Бердяев), языческое представление о культурном герое (позитивисты – А. Богданов, А. Луначарский), и, конечно же, популярный образ Заратустры, сверхчеловека, определившего цель человеческого существования.
Миф предполагает ритуализацию жизни, когда необходимо вернуться в первоначальное время и пространство, то есть актуализировать миф. Ритуал, который способен был актуализировать миф о новом человеке и, следовательно, новом человеческом сообществе, – это революция. Точка времени и пространства, где перестает существовать прежнее и возникает новое, чаемое – это революция. Она является условием возникновения нового человека, а следовательно, нового социума (идеалисты), или она условие появления нового социума, а следовательно и нового человека (позитивисты).
Таким образом, непримиримые оппоненты сходились в одном: в необходимости продвижения в массовое сознание представления о революции как социальном ритуале, как способе преображения и сакрализации жизни.
Ритуал – вид обряда, исторически сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых) для выражения определенных социальных и культурных взаимоотношений и ценностей [1]. Это толкование мы примем за основу. А также подчеркнем, что «ритуал не предполагает, впрочем, непосредственного общения между людьми или их объединения в тесное сообщество. Предполагается лишь совместное приобщение отдельных людей к единым неотчуждаемым ценностям […]» [5, С. 113-139, 133-134].
В рамках одной статьи нет возможности рассмотреть вопрос во всей его полноте, потому ограничимся публицистикой позитивистского журнала «Правда», в котором наиболее ярко прослеживается данный аспект проблемы. Тем более что именно марксистам было близко понимание революции как неизбежного пути осуществления социального идеала.
Автор «Внутреннего обозрения» сообщал, что «характерной особенностью переживаемого времени является поразительно ускоренный темп жизни, стремящийся сломить все преграды, до сих пор ей ставившиеся, и разлиться широким потоком, проникая во все самые укромные уголки жизни» [4, С. 309-332, 309].
«Перед российской революцией с ее неслыханно-грандиозной глубиной и широтой, с ее отчаянной геройской борьбой, силою революционных классов и упорством медленно отступающей реакции, меркнет блеск французской революции. Никогда еще ни одна революция не имела такого чрезвычайного значения, и вряд ли можно отрицать, что победа российской демократии открывает новую эру в жизни всего буржуазного мира, ускоряя решительный «закат» этого мира, его разложение и облегчая победу интернационального пролетариата. За ним последнее слово» [2, С. 31-75, 31] – так писал Н. Валентинов на страницах марксистского журнала. Очевидно, что для автора французская революция – это тот образец, которому необходимо следовать. Ибо история зафиксировала уже необходимую последовательность действий, определяющих желаемый результат. Карл Каутский писал: «[…] Политически-сознательная часть русского народа твердо убеждена, что без падения самодержавия России не спастись от разорения и обнищания» [3, С. 95-107, 101-102].
И он же замечал: «Нигде нет такого числа теоретически образованных социалистических агитаторов, как в этой стране безграмотных.
Идеи Маркса уже в начале ХХ века канонизировались в сознании русской интеллигенции: «И после своей смерти Маркс все еще не перестает преподносить борющемуся мировому пролетариату новые руководящие идеи, возбуждать в нем новые мысли; словно живой, с победоносной улыбкой, бродит он среди останков буржуазной общественной науки». Это цитата из статьи Розы Люксембург .
Для проведения ритуала необходимы жрецы – носители сакрального знания, те, кто руководит последовательностью обрядовых действий. Подобную роль в русском обществе начала ХХ века и сыграла русская интеллигенция, которая в массе своей была радикально настроена. Потому такое важное значение имела полемика идеалистов и позитивистов, потому она получила такой большой резонанс.

Литература.
1. Большой российский энциклопедический словарь [Текст]. – М. : Большая российская энциклопедия, 2003. – 1888 с.:ил.
2. Валентинов, Н. Аграрный вопрос и рабочая партия [Текст] / Н. Валентинов // Правда. – 1906. – №1. – Кн. 2.
3. Каутский, К.. Русский капитализм [Текст] / К. Каутский // Правда. – 1906. – №2. – Кн. 4.
4. Маноцков В.И. Внутреннее обозрение [Текст] / В.И. Маноцков // Правда. – 1905. – № 3.
5. Мартемьянов, Ю.С. Ритуалы – самоценное поведение [Текст] / Ю.С.Мартемьянов, Ю.А. Шрейдер // Социология культуры. – М., 1975. – Вып. 2.


Семенова А. Л. Революция как социальный ритуал в русской публицистике начала ХХ века/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 296-298.

Hosted by uCoz