В начало
Раиса Суслова ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УТРАТА РИТУАЛА

Современная культура являет собой продолжение тех процессов, которые возникли в XX веке и, в первую очередь, связаны с феноменом десакрализованной массовой культуры. Начиная с эпохи рубежа XIX – XX веков, европейское общество вступает в совершенно новый период развития, когда классическая модель культуры, с ее традиционными ценностями, господствовавшими более двух тысяч лет (Бог, душа, мораль, творчество, духовный аристократизм, индивидуализм) уходит в прошлое. Культура XX века утверждает новые тенденции и ценности: равенство и демократия, урбанизация, свобода, всеобщее образование, политизация, массовое общество и массовая культура, и все это происходит на фоне стремительного развития научно-технического прогресса.
Осмысление этого состояния пронизывает весь XX век: О.Шпенглер пишет о смерти европейской культуры и наступлении цивилизации, А.Тойнби – о кризисе западного христианства, Й.Хейзинга – о разложении культуры, Э.Гуссерль – о кризисе европейского человечества, А.Швейцер о кризисе европейского мировоззрения, М.Вебер – о конфликте современной науки, К.Ясперс – о трагической духовной ситуации эпохи, Х. Ортега-и-Гассет – о «человеке массы», Р.Гвардини – о конце человека Нового времени, Э.Мунье – о кризисе героического индивидуализма, Г.Маркузе – об «одномерном человеке», Э.Фромм – о «манипулятивном интеллекте». При множестве подходов к решению проблемы кризиса все мыслители XX века указывают на одну главную особенность эпохи – утерю высших, религиозных, духовных ценностей.
Эта ситуация и виделась мыслителям XX века, когда они размышляли о приближении человека, свободного от культурного наследия, «грядущего Хама», «нового варвара». В конце XX века М.Мамардашвили пишет об «антропологической катастрофе» (стремлении современного человека к примитивности).
Отечественная культура в XX веке находилась в иной ситуации: тоталитарная модель культуры заменяла религиозные ценности на идеологические, но главной задачей видела по-прежнему (как и мифологическая, и религиозная, и классическая европейская модели культур) воспитание человека-героя, способного на самопожертвование ради высших идеалов.
Освободившись в конце XX века от тоталитарной идеологии, сегодня наша страна идет по пути Западной цивилизации. В этой связи современное студенчество в нашей стране в полной мере можно рассматривать как новое поколение людей, принадлежащих к мировой массовой десакрализованной культуре. И наиболее показательным фактом этого является восприятие ими такой категории как сакральное или священное (святое). К примеру, на вопрос «Что в своей жизни вы могли бы назвать священным или святым?» из 134 студентов 67 % назвали семью (родителей), 13 % назвали разнообразные ценности (любовь, жизнь, здоровье, деньги, увлечения и др.) и всего 20 % назвали наряду с родителями религиозные ценности (Бог, Библия, Коран). Интересно добавить, что среди указанных ценностей лишь по одному разу встретились такие понятия как Родина, традиции, герб и флаг, и среди ответов не было ни одного (!), связанного с идеей долга, чести или дружбы.
Думается, что данные результаты отражают глобальные тенденции современности. Десакрализация современной культуры породила совершенно новую культурную модель, не известную доселе истории человечества, когда в XX веке впервые в истории не Бог, не душа, не другие идеалы (патриотизм или честь), а человеческая жизнь была объявлена высшей ценностью.
Отказ от божественной, сверхчувственной реальности в религиозном смысле или отказ от некоей идеальной модели существования в идеологическом смысле (к примеру, в советском обществе идеи коммунизма и патриотизма были в полном смысле слова священными) приводит к ситуации, которая описывается известным выражением «не иметь ничего святого».
Понятие священное (святое), истинное значение которого – божественное, противоположное греху, в истории культуры принимало различные формы: мы знаем святых и мучеников церкви, мы знаем Пушкина, который отстаивает свою честь на дуэли, мы знаем революционеров, которые жертвуют собой ради идеи, мы знаем героев войны, погибавших «За Родину! За Сталина!». В любом случае, это были мотивы, превышающие ценность человеческой жизни.
Способна ли современная цивилизация, не имеющая внешнего, высшего авторитета совершать духовные подвиги? Ведь если ценность собственной жизни воспринимается как главная ценность, то жизнь другого автоматически может быть принесена ей в жертву. Что станет критерием моральной возможности или невозможности использования новейших достижений науки, к примеру, в области биологии и медицины? Приходится признать, что современная цивилизация, объявившая новыми ценностями комфорт, здоровье, молодость, безопасность, благополучие, и чьим идеалом является массовое потребительское общество с лозунгами типа «где наслаждение – там Я», «оторвись по полной» и «ты этого достойна», как раз и хочет освободить человека от всего сакрального, священного, всего того, что проявляется в ритуале.
В связи с этим вспоминается один из мифов народов Африки, который объясняет, откуда взялись обезьяны: когда-то и они были людьми, но прогневали Богов, не выполняли положенных ритуалов и Боги наказали их, превратив в животных, хоть и похожих внешне на человека. Думается, что в этой истории заложены и угаданы некие первоосновы человеческого бытия – соотнесение земной жизни человека с некими высшими принципами, проявляющееся в ритуале. А жизнь человека, лишенная ритуала – не отличается от жизни животного. История повторяется?


Суслова Р. А. Десакрализация современной культуры как утрата ритуала/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 323-324.

Hosted by uCoz