В начало
Валерий Тишуков ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ РИТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Всем людям в той или иной мере присуще черта, именуемая в научной литературе этноцентризмом. Суть ее заключается в том, что, по меньшей мере, некоторые из норм, обычаев, институтов и т.п., существующих в какой-либо обществе предстают перед его членами ни как исторически обусловленные, а как совершенно естественные, от века присущие самой природе человека. Они настолько привыкли к ним, настолько слились с ними, что не допускают даже мысли о существовании каких-либо других [1, С. 53].
Безусловно, такая характеристика верна для структурированного общества, где традиции и обычаи обеспечивают легитимацию существующим отношениям, в том числе и семейным. Если ритуал – это установленный порядок совершения действий, то семейно-бытовая культура – пространство в котором и «протекает» это действие. Поскольку сама семья отражает и фокусирует социальные, нравственные и политические отношения, то дезорганизация социума приводит и к распаду семьи как социального института. О том, что ситуация в стране сложилась критическая свидетельствует ряд фактором подмеченной психологами Российской Академии Наук.
Как справедливо говорят специалисты, психологическое состояние граждан отражает состояние общества в целом. Они же приводят по истине удручающие данные социальных показателей России по сравнению с другими странами. По числу убийств наша страна занимает первое место в Европе и странах СНГ, по числу самоубийств уступает только Литве, по смертности от отравления алкоголем на первом месте, от дорожно-транспортных происшествий на третьем, по продолжительности жизни на последнем месте среди стран с развитой и переходной экономикой. По естественному приросту населения Россия занимает одно из последних мест в Европе, по числу разводов, первое место, а по индексу коррупции находится на 143 позиции в мире (наряду с Гамбией, Индонезией и Того) из 180 возможных.
Основные пробелы современного российского общества, как выяснили психологи, – это чувство социальной несправедливости, социальной и физической незащищенности, неуверенность в завтрашнем дне; утрата смысла жизни и жизненных перспектив (одна из главных причин самоубийств).
В обществе широко распространены тревожность, депрессии, фобии, апатия и безразличие к происходящему, повышенная агрессивность, нравственная деградация, криминализация сознания, конфликт поколений; понимание свободы как вседозволенности и другие подобные явления.
Серьезной проблемой стало разрушение рационалистической психологии, распространение эзотерического сознания и веры в магию колдунов и экстрасенсов. По данным ученых, в стране насчитывается более 300 тысяч магов, астрологов и колдунов. Авторы исследования считают, что радикальному улучшению ситуации помогут устранение диспропорций в уровне доходов, декриминализация общества, возрождение нравственности, в том числе посредством предания основополагающим нравственным нормам статус законов [ 2, С. 12-13].
Индивидууму и властным структурам следует понять, что ритуалы представляют собой «обновление и подтверждение ценностей сообщества» (Э.Дюркгейм). Они так же служат тому, чтобы создавать рамки для определенных ролей, в которых, поведение отдельного человека получает вполне определенное значение [3, С. 27].
К сожалению, большинство людей в силу ускоряющегося темпа жизни не имеют времени, а по причине недостаточного воспитания, еще и возможности испытать на себе целительную силу ритуала социальной и семейно-бытовой сферой жизнедеятельности. Традиционно ритуалы и церемонии на протяжении веков сопровождали национальную культуру многих народов (рождение, наречение имени, инициации и т.д.), вносили определенность и нормативность как в индивидуальное, так и в социальное поведение. В советское время акцент делался на народной обрядности в противовес религиозной. Подчеркивалось органическая связь народных обычаев, торжеств и ритуалов, а также их ведущая роль в семейных отношениях. Усилия русской религиозной мысли, направленные в начале ХХ века на осмысление причин и глубины падения России, прежде всего как падения нравственного, не нашли должного понимания как в конце ХХ века, так и начале третьего тысячелетия. Лидеры советского прошлого и демократического настоящего вовсе не стремились и теперь не стремятся услышать голос народа, им важен свой голос, который заглушает все остальные. Налицо присутствует понимание того, что особенно значимы для национальной культуры ценностные ориентиры, ибо выяснение ценностных оснований всего сущего способствует обобщающему миропониманию.
И.А.Ильин говорил о том, что семья – первооснова Родины, первичная лоно человеческой деятельности, а потому и всей духовной культуры. Семья, патриотизм, Родина, духовное самоопределение выступает для Ильина опорными понятиями. В дореволюционной России семейные ценности были выделены в системе христианского мировоззрения и охватывали круг микро и макро проблем, складывались из знаний житейских правил (В.О. Ключевский) [ 2, С. 12].
Крах старых ценностей и отсутствие новых приводит к ценностному вакууму, что не позволяет предметно говорить о новой системе ценностей граждане современной России. Семья как и общество в целом нуждаются в новых культурных ценностях и ритуалах, которые не рвут связь времен и «вписываются» в уже существующие.

Литература.
1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре [Текст] / А.К.Байбурин // Структурно-семантический анализ восточных обрядов. – М., 1993.
2. Ключевский, В.О. О нравственности и русской культуре [Текст] / В.О.Ключевский. – М., 1998.
3. Маркина, Н. Российское общество – взгляд психологов [Текст] / Н. Маркина. // Наука и жизнь. – 2008. – №9.
4. Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи [Текст] / Ю.И. Семенов. – М., 1974.


Тишуков В. М. Дезинтеграция ритуального пространства современной российской семьи как социально-философская проблема/ Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: Материалы Всерос. науч. конф. 21-22 октября 2008 г. / редкол. А. П. Донченко, А. А. Кузьмин, А. Г. Некита, С. А. Маленко ; предисл. А.Г. Некита, С.А. Маленко ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 409 с. С. 337-339.

Hosted by uCoz