В начало
Т.В. Бовсуновская. Божественное и тварное в украинской классицистической эстетике начала XIX века

Одной из удивительных особенностей развития украинского художественного мышления начала XIX века стала активная разработка эстетических категорий классицизма, среди которых божественное и тварное, будучи аналогом бренного и вечного, осмысливались как наиболее абстрактные и базовые в системе классицистической картины мира. Постепенно преобразуясь в эстетической практике в ценностные содержательные категории, они существенно повлияли на изменение аксиологической картины мира, одновременно все более приобретая крос-культурное значение.
Уже в первых эстетических трактатах П.Сохацкого и С.Гамалии категория божественного используется как мера истинного в искусстве, тварное же опускалось ими как якобы не присутствующеее в сфере духовного опыта человечества. И.Рижский использует божественное и изящное в едином синонимическом ряду. В «Логических наставлениях» П.Лодий построил свою теорию фантазии на диффузии теологии и философии, трактуя божественное качественным этапом развития искусства. П.Любовский же предпринял попытку эстетизации религиозного благоговения перед Божеством, утверждая, что человек имеет врожденное желание исповедовать божественное, в том числе - в искусстве, что помогает ему оторваться от тварного, живущего в нем. Р.Гонорский, хорошо известный как автор теории о подражательной гармонии слова, абсолютизируя сердце, предлагал считать божественное естественно присутствующим в природе, то есть тяготел к слиянию содержания обеих категорий. В эстетической концепции Е. Филомафитского многогранно анализируется божественность происхождения гения.
Вся украинская эстетика классицизма начала XIX века тяготеет к аксиологическому аспекту видения искусства, поэтому непременно обращается к ценностным категориям христианства. Требование классицизма избирать возвышенный объект для художественного воплощения реализуется в украинской классицистической эстетике путем адаптации символики и основных мировоззренческих представлений христианства. Тот же Е.Филомафитский пишет: «Если бы я был живописец, и живописец гений, то минуты воодушевления в целой моей жизни посвятил бы обрабатыванию двух картин: первая, когда Иисус Христос на сонмище иудейском пред фарисеями исцеляет человека с сухой рукой; вторая - когда сей же богочеловек беседует с Самарянынею...» (Филомафитский Е. О Самарии... // Украинский вестник, 1816, июль. С.З.) Уделяя столько внимания христианскому аспекту в эстетике, украинские классицисты разрушали тем самым природу классицистической художественности. Не удивительно, что в украинской литературе начала века, невзирая на столь разработанную систему классической эстетики, так и не появились художественные образцы в этом стиле (кроме двух неудачных пьес Г.Квитки-Основьяненка).
В теории идеала украинские классицисты чаще всего обращались к вечным источникам. Для западного классицизма не было характерным столь частое обращение к Библии. Сама эстетика (в это время переживающая период выделения в самостоятельную науку) мыслилась ими философией вкуса и теорией прекрасного в человеческой жизни, помогающей обрести истинное видение предмета изображения художнику и отобрать истинное - читателю. Истинное - вечное — божественное при этом сливались воедино. Само же понятие истинности становится основным критерием искусства. Истина имманентна сама себе, вневременна и независима. Например, по мнению А.Склабовского, поэзия только тогда оправдывает свое существование, когда она содержит истину (Склабовский А. Рассуждение об испорченности человеческой природы... // Сочинения студентов и вольно-слушающих Харьковского университета Харьков, 1817. С.20-23.).
Наиболее последовательно категории божественного и тварного были применены к теории искусства А.Могилевским в его знаменитой «Российской риторике...». Искусство в его понимании - посредник между божественным духом и тварной природой. А. Могилевский стремился мотивировать типологическую общность эстетического к религиозного познания.
Божественное и тварное в системе украинской эстетики классицизма лежит в основе качественного распознания объектов прекрасного, установления истинно-прекрасного. В данном случае художественный процесс может рассматриваться как своего рода синергетический процесс. Обоснование критериологической традиции в украинской эстетике происходит именно в это время. И нужно особенно отметить, что доминирует именно мистическая критериология.
Основываясь на понятиях христианской гностической истинности, представители украинской классической эстетики начала XIX века создали иерархию категорий ценности и триадическую систему оценивания произведений искусства. Известные человечеству древние триадические системы Модерата, Нумения, Филона Александрийского, как и христианских теологов, послужили им прообразом к созданию собственной аксиологической триадической системы, в структуре которой первоначалом объявлена была триада истины - добра — красоты.
Таким образом, украинские эстетические трактаты классицизма начала XIX века более всего тяготели к гностической завершенности сферы художественного анализа и потому полнее всего раскрываются в системе религиозной эпистемологии. Категории же нетриадиче-ского типа (божественное и тварное, бренное и вечное) имели исключительное значение как телеологические ориентиры.

Т.В. Бовсуновская. Божественное и тварное в украинской классицистической эстетике начала XIX века // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 76-77.

Hosted by uCoz