В начало
С.И. Бреев, Л.С. Бреева, Ж.А. Конакова. Идейные истоки сказочного эпического жанра в художественном творчестве А.С. Пушкина

Для исследователей творчества А.С.Пушкина оказалась не такой уж простой задачей выявление исходных начал его поэтического волшебства. В качестве исходного начала служит сама природа поэтических дарований личности А.С.Пушкина. Она была предрасположена к восприятию всего того, что окружало ребенка с детства. Совершенно естественно, наблюдавшиеся в детстве сцены из жизни дворовой прислуги и тех, кто непосредственно соприкасался с мальчиком, оставили свой след в детской психике ребенка. Но сводить все к этому социальному фактору никак нельзя. Формирование личности поэта в детские годы происходило и под влиянием всего родового аристократического окружения, и в большей мере, под воздействием чтения книг в домашней библиотеке его отца, где была представлена и античная литература, наполненная мифическими образами и легендами.
Интерес к античной литературе, наполненной героическими образами, поддерживался и в годы учения в лицее, в котором антике уделялось большое внимание, латыни отводилось достойное место в учебном плане. Само собою, внутренний мир будущего поэта наполнялся чарующими волшебными, порою неведомыми силами. На первых порах в психике ребенка, да и подростка оставались древние античные мотивы. Их роль значительно была сужена в пору вступления поэта в период полной зрелости. В силу жизненных обстоятельств на первый план вышла очень загадочная творческая жизнь народа, представленная чудесными сказками. Все, с чем столкнулся А.С.Пушкин в самой жизни, в какой-то мере перекликалось с тем, что было известно ему из литературных античных источников. Ведь сфера волшебства - не узкая, чем-то огороженная сфера, она безгранична. В ней сосуществуют поверил многих народов.
В литературных источниках дискутируется вопрос о таком сказочном образе, как золотая рыбка из произведения «Сказка о рыбаке и рыбке». Известно, что почти во всех европейских странах есть рыба-волшебница. Золотая рыбка не была придумана. Высказывается гипотеза о том, что Золотая рыбка - это не что иное, как богиня древних ариев (предков славян и почти всех остальных европейцев) Анахита, с давних пор она изображалась как богиня моря с золотой рыбкою в руках. Иногда ее отождествляют с древнегреческой Афродитой. Не так давно в Болгарии во время археологических раскопок было обнаружено изображение женщины с рыбой в короне на голове. Высказывается предположение, что эта женщина и есть Золотая рыбка из сказки.
В литературе высказывается и версия такого порядка, что эта Золотая рыбка является верховной богиней тех наших предков, которые жили в районе Дона и Причерноморья. Почти все их хозяйство зависело от улова рыбы и урожая пшеницы, винограда, что как раз и находилось в компетенции рыбы-богини. С древней мифологией пытаются связать и «Сказку о царе Салтане и прекрасной царевне Лебеди». Она представляется уже как Афродита древних греков и Сарасвати из священных индийских книг.Бренное и вечное: проблемы функционирования и развития культуры
Таким образом, героиня русской сказки - одно из воплощений великой богини арийцев или индоевропейцев, народа, который был практически предком всех европейских народов. В поэтическом сказочном творчестве А.С.Пушкина обнаруживают и следы других легендарных образов.

С.И. Бреев, Л.С. Бреева, Ж.А. Конакова. Идейные истоки сказочного эпического жанра в художественном творчестве А.С. Пушкина // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 78-79.

Hosted by uCoz