В начало
М.И. Васильев. Социальная структура русского общества XIX - начала XX вв. сквозь призму транспортной культуры

Создание достоверного образа общества является сложной задачей. Он складывается из анализа различных сфер жизни и быта. Каждая из них наглядно отражает и социальную структуру общества. Одним из таких элементов, почти не затрагиваемых исследователями русской культуры XIX — начала XX вв., являются транспортные средства.
Как показывают материалы, крестьянство, являясь главным производительным классом дореволюционной России, имело транспорт, предназначенный главным образом для выполнения хозяйственных функций. Это были телеги, сани и волокуши для перевозки снопов, сена, навоза, дров, леса, ремесленных изделий и других грузов. При этом транспортные средства были в основном универсальными и предназначались для выполнения сразу целого ряда работ. Хозяйственно-бытовые поездки на базар, ярмарку и др., а также езда в церковь, в гости производились нередко на тех же самых средствах передвижения, что и основные грузоперевозки.
Лишь состоятельные крестьяне имели возможность приобрести выездной, т. е. легковой или пассажирский, транспорт. Правда, даже у богатых крестьян вплоть до конца XIX в. он нередко ограничивался выездными санями, что было связано с зимним «пиком» использования крестьянами выездного транспорта (свадебный мясоед, масленица). Отчасти это было связано и с тем, что выездные сани XIX в. обычно были недорогими (Преображенский В., 1854. С.162).
В конце XIX - начале XX века ситуация начинает меняться. «У богатых крестьян в числе летних экипажей имеются и тарантасы», - отмечается в описании Вельского уезда Вологодской губ. в 90-х годах прошлого века (Шустиков А., 1895. С.360). «Заказывают (мастерам - М. В.) больше тарантасы и кабриолеты, - констатируют авторы описания Олонецкой губернии этого же времени И. И. Благовещенский и А. Л. Гарязин, - т. к. телеги у богачей теперь вышли из моды» (1895. С.60). Однако эти нововведения в рассматриваемый период так и не сумели превратиться в массовое явление, характерное для широких слоев русской деревни.
Произошло это позднее, в 20-х годах нашего столетия, т. е. уже при советской власти. Как свидетельствуют исследования, в районе того же Череповца в 1920-х гг. в среднем крестьянском хозяйстве была уже 1 телега, 1 тарантас, 2 саней и 2 дровней (Феноменов М.Я., 1925. С.49-50).
Что касается городской народной культуры XIX -начала XX вв., то она (за исключением купечества, постепенно сближавшегося с высшим сословием) практически не имела транспортных средств для своих нужд.
Грузовые и легковые извозчики обслуживали главным образом торговцев, промышленников и чиновничество, вследствие чего их транспорт далеко не всегда можно считать народным. Наиболее распространенным летним извозчичьим экипажем была пролетка или коляска, зимой — нарядные выездные сани, нередко использовавшиеся и в собственных выездах богатых семей. Ближе к народным транспортным средствам стояли повозки, использовавшиеся для перевозок различных грузов, в том числе и для своих нужд. Некоторые особенности конструкций, отличавшие их от сельских повозок, носили не принципиальный характер (Ривош Я.Н., 1990. С.98-99).
Дворянский сухопутный транспорт, в отличие от народного (прежде всего, крестьянского), имел явный «крен» в сторону пассажирских транспортных средств. Причем если до XVIII в. это был главным образом верховой и санный транспорт, то начиная с этого времени колесный транспорт выдвигается на первое место (Терещенко А.В., 1997. 4.1. С.254-255). Это ощущается как в видовом разнообразии выездных транспортных средств, так и использовании их в течение всего года. Начиная с XVIII в., широкое распространение получают кареты и коляски, брички, дормезы, фаэтоны, дрожки, линейки и многие другие выездные колесные повозки (Терещенко А.В., 1997. 4.1. С.255-256).
Занимавшие прежде промежуточное положение между крестьянским и дворянским транспортом, церковные транспортные средства смещаются в XIX- начале XX вв. ближе к дворянскому: после утраты своих земель церковь утрачивает в основном грузовой, аналогичный крестьянскому транспорт, но сохраняет для переездов такие же экипажи, как и в дворянской среде. К примеру, в Юрьевом монастыре под Новгородом в 1827 году числились 2 летних и 2 зимних повозки. Это были великолепный «дормесъ» на рессорах, двуместные дрожки со складной крышкой («на манер коляски»), зимний возок на рессорах и «парные чухонские» сани, окрашенные под карельскую березу (ГАНО. Ф.526. Оп.1. № 9. Л.25-26.).
Таким образом, представленные материалы со всей очевидностью показывают, что русское общество вплоть до начала XX века представляло собой сложное разнородное явление. Специфической особенностью его являлось сохранение многочисленных остатков феодального общества, которые четко фиксируются разнообразием видов транспортных средств, использовавшихся представителями разных сословий. Эти различия стойко сохранялись в транспортной культуре русских вплоть до начала XX в.

М.И. Васильев. Социальная структура русского общества XIX - начала XX вв. сквозь призму транспортной культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 79.

Hosted by uCoz