В начало
Н.А. Владимирова. Проблема Эроса в русской философии любви

В целом русская культура в отношении к проблеме Эроса парадоксальна: она чрезвычайно богата в художественно-литературном освещении любви и исключительно бедна в философско-теоретическом осмыслении этого феномена. Рассуждения о любви воспринимались как дань романтизму, который не был особенно популярен в России.
Одним из первых, кто обратил внимание на традиционно замалчиваемые вопросы пола, был Василий Ро-


занов. Своей публицистикой и критическими статьями он провоцировал русское общественное сознание, делал запретную до сих пор тему предметом общественной дискуссии.
Доминантной темой в работах Розанова была, несомненно, критика морали, причем не только мещанской, обыденной морали, но и религиозной этики. Действительно, он обнаружил серьезные противоречия в христианском учении, которое всегда с подозрением относилось к полу, видело в нем знак греховности человеческого рода, и, вместе с тем, всегда оправдывало семью и брак как условия продолжения рода.
Вл. Соловьев в своей работе «Смысл любви» устанавливает противоположность между индивидуальностью и родом. По его мнению любовь родовая, рождающая, дробящая индивидуальность - это подчинение природной необходимости. Истинная любовь всегда личная. Это индивидуальное бессмертие. Во всем вероучении Вл.Соловьева центральное место занимает культ Вечной Женственности, любви к богу в конкретной форме любви к прекрасной Даме. Отвергая род и рождение В л. Соловьев вместе с тем отвергает проповедь бесплотной, аскетической любви. В основе философского учения Вл. Соловьева лежит платонизм, сочетающийся с принципами христианской этики.
Интересны и взгляды на Эрос еще одного философа - Николая Бердяева. В своей работе «Размышления об Эросе» Бердяев выделяет два типа любви: любовь-жалость и любовь-Эрос. Он делает различие между Эросом и сексом, любовью-Эросом и физиологической жизнью пола. Они переплетаются, но различны. По мнению Бердяева, в самом сексуальном акте нет ничего индивидуального, он объединяет человека со всем живым миром. Пол безлик. Эротическая любовь коренится в поле, и без пола ее нет. Эрос имеет и другое происхождение. Природа любви-Эроса очень сложная и противоречивая. Она создает неисчислимые конфликты в человеческой жизни, порождает человеческие драмы. Если любовь-Эрос не соединяется с любовью-жалостью, то результаты ее бывают истребительные и мучительные.
Другая линия в русской философии любви — ортодоксально-богословская, представленная именами П.Флоренского, С.Булгакова, И. Ильина. Они ориентировались не на античную теорию Эроса, а на средневековый «каритас» и связанный с ним комплекс идей христианской этики, относящийся к семье, браку. Флоренский рассматривал любовь как способ познания божественной сущности. У него любовь — не столько индивидуальный, личностный акт, сколько родовой процесс, процесс слияния всех любящих с божественной сущностью. Линию Флоренского продолжил и развил другой религиозный мыслитель - Сергей Булгаков. Одна из его работ связана с комментированием библейских текстов, возрождением представлений, согласно которым пол -греховное начало в человеческой природе.
Таким образом, в русской философии обнаруживаются разные линии в развитии философии любви. Между ними происходит довольно острая полемика.

Н.А. Владимирова. Проблема Эроса в русской философии любви // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 79-80.

Hosted by uCoz