В начало
О.Б. Ворсина. Самоопределение эпохи на рубеже веков (возврат к первоначалу)

XX век для западноевропейской культуры предстает как эпоха перехода к новому состоянию культуры. Понятие «кризис нашей эпохи» выступает как ключевое при рассмотрении общей концепции исторического развития, предложенной П.Сорокиным. Специфика преломления реальной истории в сорокинской концепции обусловлена нахождением автора «внутри» переходной культурно-исторической эпохи, отсюда восприимчивость к мотивам «конца», «переходности».
Культурология могла возникнуть как симптом культурно-исторического перелома, который мы связываем с завершением западной христианской культуры. Можно выявить связующий стержень, который позволяет время попеременного господства сорокинских суперкультур в Западной Европе рассматривать как единый, более обширный культурно-исторический период. При этом мы отталкиваемся от того, что есть определенный порядок доминирования трех суперкультур (идеальная - идеалистическая - чувственная), и после чувственной культуры наступает не очередной, а особый переходный период, который имеет характер «катастрофической трагедии» и который не дает возможности для доминирования гармоничной идеалистической культуры.
П.Сорокин осмысляет культурную целостность, которую мы называем западной христианской культурой, находясь уже вне ее, в эпоху ее завершения или в эпоху перехода к другой культурной общности. Неприятие «сенситивной» культуры П.Сорокиным говорит о его неприятии современной ему действительности. В таком случае в эпоху всеобщего культурного кризиса идеальная культура есть выражение жажды нового, стремление выйти из кризиса, но вовсе еще не само новое. Своеобразный возврат к началу западноевропейской культуры, где также фигурировала идеальная культура, говорит о ценностных ориентациях П.Сорокина. Временное замыкание круга, цикла, больше указывает на истоки культуры, которую обобщает исследователь. Обращение П.Сорокина к религии как новой системе ценностей и отказ от христианского историзма в пользу циклизма говорит об обобщении им христианского периода истории.
Культурологическая концепция П.Сорокина наглядно показывает функционирование кризисного, отчужденного сознания по отношению к историческим исследованиям. Культурология предстает как попытка снятия
гнета того отчуждения, которое возникло между человеком и прошлым опытом человечества и которое сделало неспособным человека массы освоить предшествующие достижения, как материальные, так и духовные. Эти достижения отражаются в форме «культуры», некоторого целостного и чуждого организма. Понятие «интегрированной суперкультуры» П.Сорокина оказывается парадоксальным порождением «неинтегрированной» культурной эпохи - «неинтегрированной» положительным принципом. Современная эпоха является «интегрированной» в отрицательном смысле, в плане всеохватывающего кризиса. К такому типу «интегрированности» наиболее восприимчивым оказывается именно кризисное, отчужденное сознание, которое пытается охватить всю эту «хаотическую» культуру. «Культурой» для П.Сорокина предстает не только социальная объективность, но и тот принцип, при помощи которого он ее осваивает, накладывая свою целостность. Логико-значимая связь, сцепляющая все общественные процессы, это и есть сам П.Сорокин с его стремлением к целостности. Следовательно, интегрализм как мировоззрение несет в себе большой элемент мифологического типа мышления, а культурология выступает как способ существования в эпоху разложения культуры.
Исследования истории подчинены задаче констатации современного «распада» культуры и необходимости возврата к истокам, чтобы начать сначала и преодолеть чуждость этого мира. Вершиной концепции П.Сорокина является теория творческого альтруизма, который должен изменить, обновить мир и привести к господству вечных, не проходящих ценностей, носящих преимущественно религиозный характер. Это и есть тот консерватизм, который является принадлежностью времен исторического круговорота. Человек чувствует, что теряет старые ценности, а новых еще нет. Отсюда тема возврата к первоначалу (как оно понимается в данный момент). Однако воссоздание старого осуществляется новыми средствами. Здесь и совершается громадная работа истории, поскольку мы имеем возможность наблюдать ее творческую подготовку к рождению нового.

О.Б. Ворсина. Самоопределение эпохи на рубеже веков (возврат к первоначалу) // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 81.

Hosted by uCoz