В начало
П.Г. Выжлецов. Философия культуры Ф.Ницше: проблема запретного

В набросках 1886 г. Ницше утверждает, что надо «ампутировать совесть» для того, чтобы проникнуть в запретное, т. е. не только бескомпромиссно отвергнуть моральные, религиозные, эстетические императивы, но и преодолеть их в самом себе. Сам способ критики предполагает глубокую поглощенность предметом и, в то же время, множественность точек зрения, игру, симуляцию, иронию и строгость умозаключения. Исследователь должен быть тесно взаимосвязан с предметом, находится в круге взаимно-изменяющих влияний. Он не противостоит предмету и не ориентирован на волевое моделирование чистоты само-представления, как это имеет место в случае субъект-объектных отношений рациональности картезианского типа. В тексте Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое» (1878 г.) исследователь выступает в качестве психолога и толкователя знаков. В свою очередь, в соответствии с набросками


1886 г., он должен руководствоваться микроскопической психологией и владеть оптикой исторических перспектив и, преодолевая императивы совести и обманчивую послушность языка как инструментального средства для выражения мысли, проникать в запретное.
В период великого разрыва 1878 г., высвечивающего идею «переворачивания ценностей», формулируется задача исследования внутреннего мира человека в социальной горизонтали порядка и вертикали иерархии. Порядок повседневного хода жизни и развития цивилизации сохраняется благодаря запрету. Нарушение порядка угрожает самосохранению общества и поэтому наказуемо властью суверена или государства. Порядок, суть которого заключается в запрете, является стержнем горизонтали и вертикали социума. Однако, власть не может поддерживаться только запретом и страхом перед наказанием. С одной стороны, власть опирается на запрет, а с другой, - на мораль. Мораль может носить сакральный характер и входить в религиозные и мистические культы, что свойственно не только христианству. В определенный исторический период мораль может сводиться единственно к инстанции порядка. В Х1Х-ХХ вв. на основе христианской практики исповеди, предполагающей чувство вины, «нечистой совести» и покаяния, формируется новый механизм власти. А именно, - контроль человека за своими мыслями, переживаниями, действиями и поступками, т. е. практически непрерывный самоконтроль, который может сопровождаться мучительным самоанализом. Подобный самоанализ для хрупких и утонченных натур может стать настоящим внутренним самобичеванием. Из этого источника, по-видимому, черпали свое вдохновение маркиз де Сад и Л.фон Захер-Мазох. Позднее Ницше сделает беспощадное открытие относительно «нечистой совести» как инстинкта жестокости, направленного внутрь человека, против него самого.
Вышеупомянутый запрет относится не только ко властным отношениям, но и к формации знания. Любое наше ощущение, нервное раздражение преобразуется в метафору. Поэтому основное побуждение человека заключается в создании метафор, а не в стремлений к истине. Сама мета фора индивидуальна и неповторима и не приемлет никаких обобщений, абстракций и классификаций. Понятие же образуется посредством произвольного абстрагирования от метафорического слова, и мы оказываемся в тюрьме понятий. Идея Ницше об исходной метафоричности слова подпитывает целое теоретическое направление: «деконструкцию» Ж.Дерриды, «политическую семиологию» Р.Барта, «лингвистический психоанализ» Ю.Кристевой.
Согласно Ф.Ницше, из произвольно-абстрагирующего обращения со словом и тяготения к математической строгости, формируется сектантская, кастовая иерархия, свод правил, законов и запретов, направленных на самосохранение общины или общества. Любое стремление к истине уже обусловлено рядом предписаний и обязательств. Сама же истина, по Ницше, есть лишь метафоризированная и антропоморфинизирован-ная сумма отношений между людьми, основанная на власти запретного.

П.Г. Выжлецов. Философия культуры Ф.Ницше: проблема запретного // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С.81-82.

Hosted by uCoz