В начало
Н.Е. Выжлецова. Понятие месторазвития и особенности становления древнерусской культуры

В каждой национальной культуре есть совокупность надисторических характеристик, которые сказываются на протяжении всего бытия культуры и нормируют истоки ее особенностей. Для обозначения таких условий историки-евразийцы ввели термин «месторазвитие». Г.В.Вернадский и П.Н.Савицкий, предложившие это понятие, обосновывали его как синтез, «стяжение воедино» географических, социально-исторических оснований национальной культуры. Определяя содержание «месторазвития» в качестве целостного культурно-устойчивого образования, авторы включили в него природно-географические, хозяйственно-экономические и этноязыковые элементы. Ландшафтные особенности территории и совокупность этносов с их фундаментальными свойствами рассматривались при этом как ведущие в структуре данного макропространства.
С точки зрения евразийцев, месторазвитие есть «подлинный субъект» исторического процесса, который, во-первых, Нормирует культурно-типовое своеобразие, устойчивый тип государственно-политической и административно-хозяйственной организаций и, во-вторых, преобразует «внешнеместные» начала и влияния в «местные одежды». Если до этого, главным образом в исторической науке, пространственное деление совпадало с государственными границами, то евразийцы стали рассматривать исторические ареалы, жизнь в которых определялась геополитическим, этноязыковым и культурно-историческим единством.
П.Н.Милюков, критически относившийся к идеологии евразийства, считал введение понятия «месторазвития» их научным достижением, поскольку оно позволяет научно решить проблему «основной причины русского своеобразия» на основе обоснования причинной связи между данным обществом и природными условиями его месторазвития. Но если для евразийцев месторазвитие - это геоэтническая категория, то П.Н.Милюков выделяет прежде всего пространственно-временной аспект. С одной стороны, как подчеркивает С.Н.Иконникова, он создает пространственную модель культуры, определяя месторазвитие как макропространство, в котором совокупность географических, климатических, почвенных, биологических условий создает особый строй жизни, ее внутреннее развитие и внешние границы. Рассматривая соотношение между геопространством и культурно-историческим процессом, с другой стороны, Милюков характеризует временное содержание категории месторазвития. Это дает ему возможность, во-первых, установить первоначало культуры как оформление на природной основе социохозяйственного и государственного устройства. Во-вторых, - определить хронологическую последовательность становления культур по мере движения этого процесса от благоприятных геоприродных условий к менее благоприятным. Отсюда, по Милюкову, феномен определенного «запоздания» русского культурно-исторического развития по отношению к западной Европе.
Рассматривая идею месторазвития в аспекте соотношения «этнос-ландшафт», Л.Н.Гумилев, в свою очередь, на первое место выдвинул этнологический фактор.


Прежде всего он исследовал этногенез как глубинный процесс в биосфере, проявляющийся, с одной стороны, в возникновении, подъеме, упадке и умирании этноса, а с другой, - в активной адаптации человеческих сообществ к природной и этнической среде.
Естественно, что сама идея месторазвития возникла прежде всего как осознание особенностей возникновения и развития русской культуры. Начиная с VII—VIII вв., ее месторазвитием становится Восточно-Европейская равнина, геоприродные и геодемографические реалии которой оказали существенное влияние на специфические черты и проявления этой культуры. Отсюда, во-первых, неизбежная исключенность из процесса генезиса европейской цивилизации, которая стала результатом встречи двух миров: античного и варварского. Античное наследие стало почвой и атмосферой будущей европейской культуры. Восточные же славяне, не имевшие античного наследия, создавали свою культуру в ареале с автохтонным населением и на границе соприкосновения с принципиально иными этнокультурными мирами (земледелие - кочевничество, христианство - ислам). Это определило не только проблему выбора тех или иных культурно-исторических ориентации, но и, во-вторых, породило психологию выживания и сохранения своей самобытности. Мозаичность и контрастность месторазвития, в-третьих, сформировали многообразие возможностей древнерусской культуры, создав условия для ее содержательного многоцветия.
Месторазвитие, таким образом, - это динамичное и емкое понятие, сохраняющее в исторической памяти народа первоначало самых ярких и существенных событий его жизни, становления и развития, позволяя при этом отойти от чрезмерной политизации и социологиза-ции историко-культурного процесса. Оно представляет собой системообразующий фактор национальной культуры, ее типологически устойчивую доминанту, точку пересечения пространства и времени, в которой осуществляется культурно-историческое самосознание народа. Поэтому особенно перспективным представляется использование этого понятия для изучения истории древнерусской культуры.

Н.Е. Выжлецова. Понятие месторазвития и особенности становления древнерусской культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 82-83.

Hosted by uCoz