В начало
А.С. Герасимов. Специфика онтологических и гносеологических оснований творчества в философии Николая Бердяева

Творчество по Бердяеву - это создание принципиально нового, никогда ранее не существовавшего. Творчество создает «нечто» из «ничего», по аналогии с актом Божественного творения. Этот парадокс творения он разрешает специфически. Бердяев отмечает, что творческий акт человека требует материала и не происходит в вакууме. Но творческий порыв человека не может быть полностью определен вещественной реальностью, в нем всегда присутствует новизна, которая не определена внешним миром. Этот элемент, создающий новое, - свобода, которая входит в любой реальный творческий акт. В этом смысле, творчество - создание из «ничего», а свобода выступает его субстанциональной основой. Обыденное понимание творчества как оформления материала, по мнению Бердяева, внутренне противоречиво, так как по сути речь идет о создании чего-то совершенно нового, а всего лишь об изменении или реконструкции уже существующей вещи.
Углубляя свои представления о творчестве, Бердяев выделяет в этом процессе два основных компонента: творческую идею и материальную реализацию творческого замысла. Бердяев делает ясное различие между этими двумя аспектами. Художественный замысел - не то же самое, что его реализация. Это - чистая новая идея, она появляется из «ничего» и не требует никакого материала. В этом смысле создается действительно нечто совершенно новое. Творческий замысел - элемент свободы в творчестве. Именно поэтому неизбежно трагическое несоответствие между горящим творческим огнем, в котором задуман художественный образ, и холодом его формальной реализации. Каждая книга, картина, статуя, хорошая работа — случай охлаждения первоначального пламени, это - трагедия человеческого творчества.
Гносеологическим основанием философии творчества Бердяева является специфическая концепция взаимосвязи субъективного и объективного в процессе рождения нового. Первичная, внутренняя часть творчества выражает его субъективную сторону. Это - идея, которая рождается и существует исключительно в разуме, а поэтому не может быть воспринята или оценена кем-либо еще. Как только идея осознана, она становится объективной. Теперь это — часть вещественного мира, отделенная от разума и существующая отдельно и, соответственно, менее совершенная, чем идея, из которой она произошла.

А.С. Герасимов. Специфика онтологических и гносеологических оснований творчества в философии Николая Бердяева // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 83.

Hosted by uCoz