В начало
О.И. Даниленко. Культура как патогенный и целебный фактор душевного здоровья человека в трактовке К.Г.Юнга

Опасность культуры для душевного здоровья человека, по Юнгу, состоит в том, что она провоцирует нарушение целостности психики. Культура побуждает индивида эксплуатировать одни функции и оставлять в небрежении другие, которые из-за этого деградируют; она заставляет человека вытеснять осуждаемые обществом переживания, порожденные его личным опытом; она препятствует осознанию душевного опыта, обусловленного актуализацией архетипов коллективного бессознательного.
С другой стороны, заботясь о психическом благополучии индивида, культура вырабатывает пути согласования сознания и бессознательного. Это путь подавления бессознательного (Юнг связывал его с традициями европейского рационализма); путь подавления сознания (Юнг видел его в восточных религиозно-философских идеях и практиках, главным образом, йоги); путь параллельного развития и согласования сознания и бессознательного. Первые два пути ограничены тем, что один из них провоцирует рост неконтролируемых импульсов бессознательного, а второй затрудняет приспособление к окружающему миру. Третий путь открывает наиболее благоприятные перспективы для обретения душевного здоровья.


Процесс принятия и согласования сознания и бессознательного как реальных аспектов человеческой жизни Юнг называл трансцендентной функцией. Неизменно подчеркивая сложность ее осуществления, Юнг утверждал, что именно благодаря ей выковывается в несокрушимую целостность индивид - происходит процесс индивидуации.
Каким образом, культура помогает человеку выполнять трансцендентную функцию? Юнг утверждал, что процесс гармонизации сознания и бессознательного не может проходить на рациональном уровне. Эту работу способны совершать лишь символ и те формы душевной деятельности, которые основаны на символической проработке человеческого опыта, а именно, миф, ритуал, религия, искусство.
Юнг много писал о целительной силе религиозных символов, которые помогали сознанию человека ассимилировать содержание коллективного бессознательного. Они благоговейно охранялись обществом и были, по выражению Юнга, «видом ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества в целом. Однако он полагал, что в современном обществе защитные силы религиозных символов и конвенций ослабли. Они, по мнению Юнга, годились для обществ, в которых преобладала групповая жизнь и самосознание каждого человека как индивидуальности не было развито.
Пути подчинения религиозным и социальным конвенциям Юнг противопоставил другой путь: обретение человеком душевного здоровья через развитие индивидуального сознания и актуализацию архетипа Самости. В этом случае индивид осознает требования Самости и сознательно руководствуется ими в своей жизни, соотнося их с общественными предписаниями. Обращая внимание на сложность и даже драматичность этого пути, именно его Юнг считал наиболее перспективным для обретения душевного здоровья современным человеком.
Нам представляется, что противопоставление этих двух путей не вполне правомерно. По нашему мнению, в текстах Юнга представлены не одна, а по крайней мере две модели душевного здоровья - обозначим их как модель индивидуации и модель следования конвенциям. Можно согласиться с Юнгом, что модель индивидуации является более надежной. Обстоятельства жизни человека (внешней и внутренней) ныне быстро меняются; оптимальный способ поведения сможет найти и осуществить не тот, кто ориентируется на априорно заданные культурные конвенции, а тот, кто наиболее полно видит реальность (свою психическую реальность и реальность окружающего мира) и способен быстро, гибко, творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь. Однако постоянно реализовывать эту модель невозможно из-за ее сложности.
На наш взгляд, целесообразно рассматривать две отмеченные модели поддержания душевного здоровья не как альтернативные, а как взаимодополняющие стратегии решения экзистенциальных проблем - и в масштабах исторического процесса, и в пределах индивидуальной человеческой жизни.


О.И. Даниленко. Культура как патогенный и целебный фактор душевного здоровья человека в трактовке К.Г.Юнга // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 84-85.

Hosted by uCoz