В начало
Л.Н. Зорина. Концепция культуры В.С. Соловьева: современный аспект

Основной культурологической категорией В.С.Соловьева является «всеединство».
Всеединство, по мнению Соловьева, есть духовный организм, проходящий три стадии развития: первичное состояние — сущее всеединство (Бог); промежуточное, как переход — становящееся всеединство (мир); состояние, которое есть цель развития — положительное всеединство (Царство Божие). Соответственно, схема культурного процесса в системе всеединства будет выглядеть следующим образом: вечный духовный центр вселенского всеединства (Христос); богочеловеческий процесс - восстановление внутреннего единства человека (человечества) с Богом и природой на основе сизигии,; утверждение «новой христианской культуры».
Создание положительного всеединства, осуществление идеи в материальном мире предполагает совмещение духовного и материального, формы и материи, физического и метафизического, феномена и ноумена, то есть базируется на символическом принципе. При этом конструируемая реальность Соловьева приобретает символическое строение. Эта новая, третья реальность отлична от трансцендентной и природно-материальной. В символической реальности трансцендентный и природный миры, с одной стороны, самостоятельны, с другой стороны, неотделимы друг от друга, составляют органическую целостность.
Культура в системе соловьевского всеединства отличается своей универсальностью, она всеохватна и всечеловечна(= «вселенская», «общечеловеческая» культура).


Символы новой модели культуры соответствуют символам положительного всеединства (Богоматерия, Богочеловек - Богочеловечество, Царство Божие).
Символы истинной культуры тесным образом взаимодействуют между собой, обусловливая друг друга, переходят один в другой.
Универсальный организм культуры является вместе с тем совершенно индивидуальным. Личностным выражением всеединства выступает София. Все проявления всеединства софийны. София есть идея с «образами» Истины - Добра - Красоты. София есть «чистое и полное человечество» (=Богочеловечество), есть «высшая и всеобъемлющая форма и живая душа природы и Вселенной» (=Богоматерия), есть совершенный человек (=Богочеловек), есть полнота жизни (=Царство Божие).
Не борьба и противостояние, но синтез и целостность есть путь развития мира и человека, поэтому все отдельные явления, претендующие на абсолютное доминирование, предстают как взаимодополняющие моменты становящейся вселенской культуры. Универсальным законом взаимоотношения отдельных индивидуальностей друг с другом, с обществом, с природой, с Богом выступает Любовь. В поэзии Соловьева - это «солнце - любовь».
Культура, рассмотренная в системе соловьевского всеединства, представляет собой особую эстетическую сферу, сферу творчества, где между объектом и субъектом как полюсами эстетического отношения возникает определенное духовное отношение.
Культурный процесс в системе всеединства имеет начало и конец. Он, с одной стороны, историчен, вбирая прошлое и настоящее, нацелен в будущее, с другой стороны, эсхатологичен, то есть предусматривает конец развития всемирной истории. Отличительной особенностью новой культуры является соединение потенциальности, возможности развития культуры; процессуально-сти, становления и завершенности, «окончательного воплощения» возможностей культуры.
Культура Соловьева есть многоуровневое образование, обладающее иерархически организованной структурой. Принципом соотношения содержащихся в этой структуре уровней является не подчинение одного другому, а их соподчинение и взаимосвязь.
Концепция культуры В.С.Соловьева соответствует самым важным сегодняшним устремлениям человечества. Никогда так остро не вставал вопрос о единении с природой на основе высших человеческих идеалов, никогда человечество так остро не ощущало планету Земля как единый дом человечества и не осознавало необходимости жить в мире, не разрушая свой дом раздорами. Никогда ранее человечество так четко не представляло, что каждый его шаг, каждая грань его деятельности должны соответствовать Истине - Добру - Красоте.

Л.Н. Зорина. Концепция культуры В.С. Соловьева: современный аспект // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 87-88.

Hosted by uCoz