В начало
О.Б. Ионайтис. Проблема наказания в сочинениях Иосифа Волоцкого

Тема преступления и наказания в разные исторические эпохи рассматривалась исходя из идеологических, культурных и философских установок времени.
Русь, приняв христианство, в решении вопроса о наказании, о том, кто решает и осуществляет акт возмездия опиралась на христианские ценности. Князь Владимир, проникнувшись идеями Христа, вообще отказался от смертной казни и призывал к всеобщему покаянию и прощению, как сообщает летописец. Но времена менялись и в эпоху позднего средневековья вопрос о суде разрешался уже не так альтруистично.
Вопрос о наказании рассматривался в споре нестяжателей и иосифлян, в их дискуссиях о еретиках. Иосифу Волоцкому принадлежит «Слово об осуждении еретиков», в котором он утверждает, что известная речь из Священного Писания - «не судите, да не судимы будете» (Матф., VII, 1) не говорит о противниках веры. Если обратиться к Библии, Отцам Церкви, то мы можем прочитать, например, у Иоанна Златоуста, что не следует преследовать еретиков до определенного времени, то есть пока они не начнут совращать души праведных. А как только «мы видим, что неверные и еретики хотят обольстить православных, тогда следует не только ненавидеть их или осуждать, но и предавать проклятью, наносить им раны и тем самым освящать свои руки» (Волоцкий И. Слово об осуждении еретиков. СПб., 1997. С.2). Из примеров, приводимых Иосифом Волоцким, складывается ясная картина: рано или поздно еретики начинают действовать. Вредительство - неизбежно, следовательно, изначально необходимо быть настороже.
Но самое главное — то, что следует за этими рассуждениями: кто же должен наказывать еретиков? И Иосиф Волоцкий вспоминает слова Иоанна Златоуста: «Если бы мы убивали еретиков, нескончаемая война была бы во всем мире» (Там же. С.4). Иосиф относит их к священнослужителям, следовательно, выяснять отношения с еретиками - дело светских властей. Ведь князья и судьи должны принять власть от Бога (как сказано в Священном Писании (Петр I., II, 13-17; Рим., XIII, 3-4)), которая даст право наказывать преступников и поощрять добродетельных. Иосиф писал, что царь несет ответственность за все грехи своих подданных. Поэтому цари и властители должны быть «отмстителями» еретикам за грехи душ, совращенных ими с пути истинного. Иосиф также ссылается на Григория Арагинского, и наставляет: «Человеколюбиво дан людям свыше великий Божий Дар - священство и царство: одно служит Божескому, другое, владычествуя, заботится о человеческом. Тот, кто принял по высшему повелению управление родом человеческим, должен не только заботиться о собственных делах и распоряжаться собственной жизнью, но и всех, находящиеся в его власти, защитить от волнений и греховнейшего возмущения, которым лукавый дух затопляет нас повсюду и возмущает смирение тела» (Там же. С.4-5).
Иосиф, ссылаясь на авторитет заповедей Бога, которые являются и гражданскими законами, пишет, что наказание еретиков и вероотступников смертью является необходимым и даже обязательным, и не только их, но и тех, кто не сообщил о них, еретиками становятся и те, кто против наказания, в связи с чем Иосиф ссылается на Афанасия Великого. Иосиф цитирует показательный фрагмент из Иоанна Златоуста: «То, что бывает по воле Бога, хоть и покажется злым, добрее всего. А то, что против Бога и не угодно Ему, хоть и хорошим покажется, всего хуже и преступней. Если убьет кто по воле Бога, убийство это лучше всякого человеколюбия. Если и помилует кто из человеколюбия вопреки тому, что угодно Богу, - недостойнее всякого убийства будет это помилование. Не природа вещей, но Божий Суд делает их добрыми или дурными» (Там же. С.7).
Светское наказание еретиков в ряде случаев оказывается недостаточно. Требуются более действенные, религиозные средства. Иосиф пишет, что предать смерти молитвой еще более верно, чем оружием, это еще более страшно, так как Бог смотрит в сердце. Отсюда следует вывод: религиозная власть осуждает и проклинает еретиков и вероотступников, светская - наказывает. И хотя подобные рассуждения звучали относительно еретиков, смысл проблемы переносился вообще на вопрос о преступлении и наказании.

О.Б. Ионайтис. Проблема наказания в сочинениях Иосифа Волоцкого // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 89-90.

Hosted by uCoz