В начало
Д.Е. Крапчунов. Применение идеи «терпимости» в Средневековой Руси на примере отношения к ереси жидовствующих

Начиная с эпохи Просвещения, закрепилось представление о Средневековье как о времени, когда диктат Церкви господствовал во всем. Вплоть до сего дня считается, что в средние века все, что не совпадало с официальным учением церкви, должно было исчезнуть. И.Бейзи утверждает (Tolerantia: A Medieval Concept), что терпимость имела место на Западе в Средние века. В Новое время терпимость в средневековом понимании стала неприемлема, так как господствующим в обществе стал плюрализм, как относительность истины. По мнению Бейзи, в Средние века идея терпимости не только существовала, но и широко использовалась, как в духовной, так и в мирской жизни. Например, обряды иудеев, рассматривались как зло, к которому следует относиться терпимо, ибо насильственное обращение иудеев в христианство было бы большим злом, выбор веры должен быть добровольным. Терпимость проявлялась на Западе по отношению к злу меньшему, чтобы предотвратить большее зло. Однако это не означало, что зло переставало им быть.
В отечественной истории наиболее яркое выражение этого принципа мы встречаем в «Просветителе» Иосифа Волоцкого, которого порой называют русским Торквемадой, обвиняя в безумной жестокости. Однако, именно он, ссылаясь на апостола, обозначает
формулу терпимости, применявшуюся в восточной церкви и на Руси, в частности: «Не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик, - до тех пор, пока мы не получим от него душевного вреда». Здесь указана крайняя граница действия принципа терпимости. Как видим, в этой формуле нет призыва к нещадному изничтожению всех неверных. Более того, преп. Иосиф, ссылаясь на Златоуста, прямо указывает на нежелательность кровавых расправ: «...Не следует нам убивать еретиков, ведь если бы мы убивали, то вся земля бы залилась кровью, во вселенной шла бы непрекращающаяся война». Таким образом, само существование ереси не означает необходимости гонений на еретиков. Согласно принципу терпимости, «если еретик не прельщает никого от православных, то не следует делать ему зла; когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны».
Проклятие и ненависть это — второй этап борьбы с ересью. Первый этап описывается очень поэтично: «Так подобает делать и нам, пасущим стадо Христово, пастырям и учителям. Если пастыри увидят неверного или еретика, который не приносит верным никакого душевного вреда, то пусть и они, поучаясь в книжных лугах, наставляют неверных еретиков со смирением и кротостью». Сам Иосиф писал послания к христианам, чтобы уберечь их от впадения в ересь («послание о Троице», послания об иконах). Однако еретики продолжали распространять свое учение. К ним применили градскую казнь, духовное прещение (епитимьи и анафему), но ересь все распространялась. Дальнейшая свободная проповедь веры жидовствующими ставила под сомнение существование Руси как православной державы (наследник престола был еретиком) и эта боязнь потерять свою религиозную самобытность, религиозный страх отступления усиливался эсхатологическими настроениями, связанными с окончанием седьмого тысячелетия. Проповедь еретиков приняла такие масштабы, что по представлениям современников, это напоминало апостасию последних времен. В результате была применена крайняя форма ограничения чужой веры - физическое наказание, темницы и. смерть. ;
Применение идеи терпимости было нормой для того времени и приводило к ситуации, когда отношение к еретикам было более снисходительным, чем к своим же собратьям по вере: «когда братья наши, православные христиане, впадают в какие-либо согрешения по неразумению или по принуждению, то все единоверные христиане отворачиваются от них, все ненавидят их и гнушаются ими... никто не милует их... Но вот схвачены отступники, которые не по принуждению, а по своей воле отвергли Христа и предали Его поруганию... пытались всех православных привести к жидовству, были обличены в своих скверных делах ...и осуждены на смерть, стали говорить: «Каемся», - Этому покаянию поверили, - «и это ложное покаяние погубило и привело в жидовство множество душ». Подобная ситуация имела место и в Западной Европе. Применение принципа терпимости, по словам Бейзи, порой ставило своих же единоверцев в менее выгодное положение по сравнению с представителями других вер.
Таким образом, можно говорить о том, что на Руси в Средние века существовал принцип терпимости, описанный в «Просветителе», механизмы действия которого сходны с теми, что имели место в Западной Европе. Конечно, согласно сегодняшним взглядам на проблему терпимости смерть даже девяти еретиков не допустима, их жизни - бесценны. Вместе с тем, в одной Испании от рук инквизиции погибли сотни тысяч, а Геннадий Новгородский ссылался именно на пример «шпанского короля», требуя жестких мер в отношении еретиков. В связи с этим, при изучении еретических течений на Руси необходимо учитывать особенности религиозно-философских взглядов жителей Средних веков и не вынимать отечественную историю из контекста мировой.

Д.Е. Крапчунов. Применение идеи «терпимости» в Средневековой Руси на примере отношения к ереси жидовствующих // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 91-92.

Hosted by uCoz