В начало
Е.Г. Милюгина. Традиции романтического типа творчества в русской культуре рубежа тысячелетий

Первая («классическая») «волна» романтизма характеризуется апелляцией к системе духовных ценностей Христианства и Барокко и декларативно-открытым противостоянием классицистско-просветительской традиции. В отношении романтизма классической поры к предшествовавшим культурам рационалистического типа акцентировано решительное «отречение», выраженное в утверждении концепций нового мышления (возвышенный мистицизм Жуковского, глубокий философизм Пушкина, тотальный пантеизм Тютчева, «богоборческие» порывы Лермонтова, космизм мироощущения Д.Веневитинова и В.Ф.Одоевского, философическое «безумство» Чаадаева), новой нравственности (анакреонтика Пушкина, Батюшкова, «студенчество» Языкова, «барская фронда» Вяземского), нового искусства (напряженная мифологизация всей русской романтической литературы, парадоксально соседствующая с безоглядно опрокидывающей все «святыни» романтической иронией). Все эти кажущиеся разноречивыми «порывы» свидетельствуют о такой существеннейшей черте романтического типа мышления, как стремление к вечному и бесконечному духовному обновлению — вплоть до самопреодоления.
Рубеж XIX-XX веков характеризуется очередной ломкой социальных и культурных стереотипов, потерей нравственных ориентиров, утратой экзистенциальных смыслов. Авангардно-модернистские феномены (символизм, акмеизм, футуризм и др.), пересоздавая заново картину мира, целиком и полностью базируются на первоосновах романтического мышления и потому могут быть в целом квалифицированы как вторая волна романтического типа творчества. Она вызывает к жизни мощную новую философию (интенсивные поиски Духа как спасения от засилья материализма и сциентизма — Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, Вл. Соловьев), новое жизнетворчество (принципиальное эстетство М.Кузмина и И.Северянина, открытый эпатаж Маяковского и К0 в условиях апокалиптической ситуации кровопролитных войн и революций первой половины века), новое искусство (символисты с их поэтизацией иррационального, футуристы с их тягой к абсурду, алогизму, пара-доксии и др.), взрывающие изнутри старую парадигму. Предельным выражением духа порубежной эпохи, открывшей XX век, стали сформулированные В.Маяковским четыре «Долой!». Символистское и неоромантическое понимание онтологических первооснов бытия типологически родственно классическому романтизму: то же стремление к высочайшей духовности и бескорыстному подвижничеству, понимание самоценности человеческой личности, принятие на себя ответственности за деяния и грехи всего человечества (отсюда «новое Евангелие» в поэме Маяковского «Человек»), то же категорическое противостояние косным формам мышления и жестким канонам бытия (выражающееся в экстравагантности выступлений новых поэтов, метафоре «пароход современности» и пр.).
Культура современной эпохи (последней трети XX века) отражает напряженность и кризисность мирового бытия в канун третьего тысячелетия. Эсхатологизм нарождающегося нового сознания находит выражение в аксиологических поисках, в созидании виртуальной модели гармоничного мира и совершенного человека. Кризисность бытия конца века и конца тысячелетия в очередной раз актуализирует романтический тип мышления. Наиболее ярко эта особенность мышления проявляется в контркультуре, в том числе рок-культуре. В феномене рока она выражается в революционно-разрушительном пафосе по отношению к традиционному искусству и сложившейся системе культурных ценностей, ведущем к демонстративному отказу от «прямого» отражения видимой действительности, осознанно экспериментальному характеру творчества и бытия и т. д. Противостояние рока традиционной культуре носит, как и в случае с романтизмом и неоромантизмом, не только и не столько социальный, политический, идеологический или эстетический, сколько экзистенциальный характер.


Е.Г. Милюгина. Традиции романтического типа творчества в русской культуре рубежа тысячелетий // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 94-95.

Hosted by uCoz