В начало
Е.А. Овчинникова, Т.В. Чумакова. Этика в системе философского знания Древней Руси

В формировании средневекового русского типа философствования сыграла огромную роль философия Иоанна Дамаскина. Определение философии Иоанна Дама-скина в различных редакциях часто встречается в древнерусских источниках, оно достаточно подробно рассматривает весь спектр философских интересов: «Философия - познание сущего как такового, т. е. познание природы сущего, а также философия - это познание феноменов божественного и человеческого, т. е. видимого и невидимого. Кроме того философия является размышлением о смерти: произвольной и естественной... Философия, это уподобление Богу. В подобии Богу - великая сила, получаем мы ее через истинное познание Блага. Философия - искусство искусств и наука наук, ведь философия - начало всякого искусства, в ней всякое искусство, как и художество обретает полноту. И искусство и мастерство допускают ошибки. Лишь философия не ошибается... Философия - любовь к премудрости. Истинная премудрость состоит в любви к Богу, это и есть истинная философия».
Из дефиниции философии Иоанна Дамаскина видно, что этико-антропологическая и смысложизненная проблематика (смерть, жизнь, бессмертие, грех, деяние, страх и пр.) часто выступала вперед среди других предметов философии, заслоняя столь привычные для классического мышления гносеологические проблемы. Эта тенденция вполне воплощается в древнерусской мысли, наиболее ярко проявляясь со второй половины XV до конца XVII вв. Древнерусские книжники основой философии считали правильный образ жизни, который должен вести к устроению не только человека, но и мира. Поэтому они, вслед за Иоанном Дамаскиным вводят в определение философии чрезвычайно важные для средневекового мировосприятия понятия «хитрость» и «художество», которые связаны с христианской концепцией мира как изделия, предполагающей его законченность, «сделанность». И эта «сделанность» неразрывно связана с понятием блага, с добродетелью. Т. е. основой любой деятельности, её законом, провозглашается добродетель, именно она определяет модальность морали, экономики, политики. И вполне логично, что многие древнерусские дефиниции философии заканчиваются определением философии как премудрости. Мудрость по определению отцов церкви, это не знание жизни со всеми ее соблазнами и ловушками, а умение добродетельно жить. В понятии «мудрость» воедино сведены представления о Слове и Деле, тем более, что мудрость (София) в христианской традиции толкуется в христологическом смысле, как воплощенная Премудрость - Иисус Христос, соединивший в себе духовное и телесное.
Процесс становления этики как науки начинает происходить в России в XVII - первой половине XVIII в. В этот период происходит переосмысление этических понятий, они наполняются новым содержанием, что было обусловлено общим процессом секуляризации русской культуры. Философия русского Просвещения ориентируется на понятийное структурированное знание, что особенно проявилось в теоретических курсах Киево-Могилянской Академии. Этика в этих курсах трактуется как наука, а не как знание: «Наукам, - утверждает Михаил Козачинский, — свойственно предписывать то, что можно и чего не следует делать, а кто не может это исполнить иначе, разве что свойством универсального суждения, то благодаря ей выделяет главное в отдельных обстоятельствах, как всегда следует действовать. Значит, наука касается одновременно не только отдельных, но и универсальных понятий...». Отсюда Козачинский делает вывод, что этика есть истинная наука, которая не может быть сведена к простому знанию. Этику он делит на «дискурсивную» и «активную». Основными категориями этики и в XVII веке остаются благо и счастье, которые начинают интерпретироваться в эвдемоническом смысле. Смысл жизни видится в земном служении, созидательной, полезной обществу деятельности. К концу XVII - началу XVIII столетии происходит формирование этико-философского сознания как системы ценностей, противоположной мистико-аскетической интерпретации морали, нравственной сущности человека.

Е.А. Овчинникова, Т.В. Чумакова. Этика в системе философского знания Древней Руси // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 95.

Hosted by uCoz