В начало
Н.А. Панов. Особенности философского мироощущения Р.Вагнера

Для того, чтобы ответить на вопрос - есть ли у Вагнера определенная философия, прежде всего необходимо определить, что мы понимаем под философией. Если под философией понимать только определенную систему понятий, то, в таком понимании, философии у Вагнера нет. Философия создавалась Вагнером в процессе художественного творчества и является не чем иным как осознанием творчески интуитивного опыта. Таким образом, философия Вагнера не есть какая-нибудь система понятий, но, прежде всего, символизм.
Ключевым произведением Р. Вагнера является тетралогия «Кольцо Нибелунга», и понять ее - значит понять особенности вагнеровского мироощущения. «Кольцо» основано на древнегерманском эпосе, и в данном случае метод Вагнера формально есть мифология. Миф доводит художественную образность до предельного обобщения, когда последнее начинает обладать своим собственным бытием. Однако вагнеровский миф есть также по существу еще и символ, поскольку требует определенного истолкования.
Миф у Вагнера — это узел, где сплетены в единое целое музыка и поэзия с философской идеей, что возможно при использовании лейтмотивов. Такой музыкально-поэтический символизм необходим Вагнеру для изображения своего мироощущения.
Вагнеровский символизм по своей сути мистичен, и его философия очень близка к философии иррационализма девятнадцатого века, представленной учениями А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Г.Зиммеля.
Основные идеи Вагнера состоят в следующем:
1. В основе мира лежит безликий Хаос, в котором отсутствует любое оформление и присутствует слитность всех вещей. У Вагнера этот Хаос выражен в символах Мирового Ясеня, Золота Рейна, и Эрды («воля» Шопенгауэра).
2. Пространственно-временной мир со своими зако-нами и со своим principii individuationis есть результат распадения этого Хаоса, продукт его свободного творчества. Законы мира существуют до тех пор, пока не становятся препятствием для творческой волны Хаоса.
3. В человеке хаос проявляется как возможность свободного творчества. Человек, по мысли Вагнера, может освободиться от законов мира, если противопоставит им свое свободное творчество (концепция сверхчеловека Ницше). Символом этого в Кольце является мифический богочеловек Зигфрид.
4. Однако человек не в состоянии освободиться от власти Хаоса, ибо последний господствует надо всем в мире (пессимизм Шопенгауэра).
Таким образом, основные идеи философии Вагнера сходны с идеями философии жизни. Вагнер показывает, что жизнь построенная на самообожествлении и самодержавии - незаконна, а построенная на ней культура подлежит уничтожению. Такой индивидуализм и такая культура несовместимы с вечными законами космического бытия, вырастающего из своих собственных глубин и самостоятельно порождающего свое собственное оформление.В этом смысле Вагнер своим «Кольцом» пророчит гибель европейской культуры, построенной на принципах индивидуализма.
Однако, несмотря на необыкновенную философскую насыщенность «Кольца», оно остается прекрасным музыкальным произведением. Поэтому, для того чтобы правильно его понять, нужно подойти к нему синтетически (и музыкально и философски), т. е. понять его как миф в его мистико-символичном значении.
Итак, можно сделать вывод о том, что «Кольцо Нибелунга» Р.Вагнера является насколько музыкальным настолько и философским произведением и стоит в одном ряду с произведениями философов девятнадцатого века.

Н.А. Панов. Особенности философского мироощущения Р.Вагнера // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 95-96.

Hosted by uCoz