В начало
Н.Е. Прокофьева. Флетчер о национальном характере русских в XVI в.

Одним из наиболее важных сочинений на «русскую» тему в Англии XVI века стал трактат дипломата и ученого Джайльса Флетчера «О государстве Русском», опубликованный в Лондоне в 1591 году. История первого издания книги Флетчера хорошо известна: члены правления Московской торговой Компании обратили внимание на резкие и нередко нелестные высказывания автора о России и убедили правительство Елизаветы I запретить публикацию книги, которая могла бы повредить торговле английских купцов в Московском государстве. В жалобе компании к первому министру королевы Сесилу указывалось, в частности, что меры против англичан в России могут быть предприняты в отместку за явно оскорбительные высказывания Флетчера о московских царях и их политике, а также о характере русского народа («the nature of the people»).
В своей книге Флетчер выносит суровый приговор не только «чисто тираническому» и варварскому правлению, укоренившемуся в русском государстве, но вместе с тем, невежеству, безнравственности и лености людей, живущих в таком государстве. Флетчер заявляет: «они <русские> не отличаются никаким, даже ремесленным производством, еще менее знанием наук и литературы». («Проезжая по Московии. Россия XV1-XVI1 веков глазами дипломатов». М., 1991. С.71). Перечисляя причины, препятствующие развитию умственных способностей народа, Флетчер указывает на замкнутый образ жизни русских: «им не дозволяют путешествовать, чтобы они не научились чему-нибудь в чужих краях и не ознакомились с их обычаями». (Там же. С.71).
Флетчер, как путешественник — «елизаветинец», убежден в полезности и образовательном воздействии путешествий. Тогда считалось, что путешественник должен был сравнивать образ правления, нравы людей за границей с теми, которые существуют в его собственной стране. Тем более удивление вызывает у Флетчера предпочтение своих обычаев обычаям «всех других стран» и нежелание заимствовать что-то полезное у своих соседей, чем, по его мнению, отличались русские люди.
Флетчер пытается объяснить варварство жителей Московского государства, прежде всего неблагоприятными социальными условиями жизни народа. Постоянные притеснения со стороны властей, нищета, рабское положение в обществе, - все это губит в русских людях их лучшие качества. «Вот почему, - заключает Флетчер, - народ, хотя вообще способный ко всякому труду, предается лени и пьянству, не заботясь ни о чем, кроме дневного пропитания» (Там же. С.70)
Негативные свидетельства о России и русских преобладают в сочинении Флетчера. Неприятие англичанами культуры и образа жизни московского общества во многом обусловлено существенными различиями культурной среды британцев и русских, что немало затрудняли адекватное восприятие иностранцами русской жизни в XVI столетии. Суждения Флетчера о духовной культуре и характере русского народа, нередко пренебрежительные и высокомерные, показывают, что русская жизнь и сами люди остались чужды ученому англичанину, для Флетчера они являлись лишь объектом научных наблюдений и не вызывали живого сочувствия и понимания.
Итак, преобладающими чертами характера русских, по мнению Флетчера, являлись лень, косность мышления, нежелание учиться чему-то новому, а главными пороками русского народа, на взгляд англичанина, были пьянство, лживость и суеверность. Таким образом, наблюдения Флетчера подтверждали установившийся среди англичан взгляд на Московию, как на «дикое и варварское царство».


Н.Е. Прокофьева. Флетчер о национальном характере русских в XVI в. // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 96.

Hosted by uCoz